Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления трусости на войне

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



12.11.2020 15:49:50
Автор: Артур Акопян

    В предложенном для анализа тексте Г. Бакланов поднимает проблему проявления трусости на войне.
    Рассуждая над данной темой, автор описывает военную карьеру Долговушина. Так, в один день Долговушин шёл на наблюдательный пункт вместе со своим старшиной Пономарёвым. На пути они встречают немцев. Долговушин, испугавшись, кинулся бежать, оставив сослуживца наедине с врагами. Его не беспокоила жизнь товарища, он думал только о сохранении собственной жизни. Этот человек проявил эгоизм и подлость, показывая тем самым низкие качества своей личности. Этот пример показывает нам, что трусость заставляет совершать самые низкие поступки, на которые способен человек.
   Но как поступил Пономарёв в этот момент? Он не бросился в бегство, не стал сдаваться немцам. Старшина, подставляя себя под удар и отстреливаясь от немцев, дал Долговушину уйти. К сожалению, Пономарёву не удалось спастись. Он пожертвовал собственной жизнью, чтобы спасти другого человека. Этим поступком старшина показал свои лучшие качества, такие как смелость, мужество и благородство. Пономарёв — сильная личность, которая способна всегда прийти на помощь другому, а иногда и ценой собственной жизни.
   Позиция автора заключается в том, что трусость заставляет людей поступать бесчеловечно, подло и эгоистично.
   Я согласен с позицией автора, так как трусость действительно порождает бесчестие. Во времена Великой Отечественной войны предатели сотрудничали с фашистами, чтобы спасти свою жизнь. Они так боялись смерти, что предавали Родину. Я считаю, что предать свою страну — это предать родную мать. Поэтому на предательство шли только трусы.
   Подводя итог, хочу сказать, что трусость — это один из человеческих пороков. Трус — тот человек, который не может победить собственный страх. Из-за одного такого человека может погибнуть много людей, а в условиях войны — целая страна.
      
Количество слов - 266

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Артур!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий +2 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 не указан.

В поступке старшины нет проявления трусости. Второй пример иллюстрирует совсем другую проблему. Артур, все дело в том, что Вы выбрали неудобную проблему. Если бы Вы писали о проблеме ПОВЕДЕНИЯ людей в критической ситуации, тогда бы примеры иллюстрировали мысль о том, что в сложной ситуации необходимо вести себя мужественно и благородно. И контраст между примерами был бы прежде всего Вам очевиден. Поучитесь находить главную идею текста.

Взаимосвязь между примерами не определена, не проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

В выводе не стоит давать определения понятия. Можно было оформить эту часть сочинения как призыв.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь выразительная, синтаксические конструкции разнообразные!

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Так, в один день Долговушин шёл на наблюдательный пункт вместе со своим старшиной Пономарёвым. На пути они встречают немцев. Долговушин, испугавшись, кинулся бежать, оставив сослуживца наедине с врагами.
1) Временной разнобой. Говоря о персонажах, используйте форму прошедшего времени.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Рассуждая над данной темой, автор описывает военную карьеру Долговушина.
1) Верно: проблемой.

2) Данный - канцеляризм.

3) Автор повествует об эпизоде из жизни солдата, а не о всей его карьере.

Долговушин, испугавшись, кинулся бежать, оставив сослуживца наедине с врагами. Его не беспокоила жизнь товарища, он думал только о сохранении собственной жизни.
Но как поступил Пономарёв в этот момент? Он не бросился в бегство, не стал сдаваться немцам.
4) Некорректное употребление местоимения. Оно заменяет предыдущее слово в той же форме. Получается, старшину не беспокоила жизнь товарища, а момент не бросился в бегство. Используйте синонимы. Например, трусливого бойца не беспокоила жизнь товарища.

Этот человек проявил эгоизм и подлость, показывая тем самым низкие качества своей личности.
5) Своей - здесь плеоназм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: Артур, научитесь находить главную проблему текста, проверяйте логическую схему сочинения (проблема ДОЛЖНА подкрепляться двумя примерами, позиция автора ДОЛЖНА содержать мораль, вывод ДОЛЖЕН вытекать из главной мысли). Обратите внимание на ошибки и постарайтесь их не допускать. Вы пишете грамотно, выразительно, лаконично! Приятно читать Ваше сочинение! Я уверена, что у Вас все получится! Присылайте новые сочинения на проверку!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 2
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку