Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ошибочного первого впечатления

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



15.11.2020 11:50:10
Автор: Арина Егорова

В произведении «Южнее главного удара» Г.Бакланов поднял проблему того,что нельзя судить о человеке по первому впечатлению,ведь оно может быть ошибочным. Я считаю,что данная проблема актуальна как в военное,так и в мирное время. Ведь с ней можно столкнуться практически всегда и везде:на службе,на работе,в школе.
«Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». А раз не справится, зачем посылать? И посылали другого.»-пишет Бакланов. Прочитав эти строки,мы можем понять,что у начальства сложилось плохое впечатление о Долговушине. Они считали его бестолковым и ни на что неспособным. Но  своим поведением в сложной ситуации он доказал обратное.
Когда Пономарёв и Долговушин попали под обстрел,старшина не сразу сориентировался,что происходит,он не поверил словам Долговушина,начал кричать,чтобы тот остановился. «Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.» Недоверие к словам Долговушина,причиной которого стыло плохое первое впечатление,привело к тому,что старшина потерял много времени и в итоге умер.
«Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.»-в этих строках автор показывает,что Долговушин,оказывается,не такой бестолковый,как о нем думали. Благодаря ему солдаты на огневых позициях узнали о всем случившемся,узнали,что немцы в тылу. Будь ни на что негодным,Долговушин бы не сумел вернуться к другим солдатам и тем более не смог бы выбраться из-под обстрела.
Данные примеры заставляют задуматься и обратить внимание на проблему. И первый,и второй пример демонстрируют нам,насколько ошибочно порой складывается мнение о других.
«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. − Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается.»
Автор через мысли Назарова стремится донести до своего читателя,что не стоит делать поспешных выводов о человеке,опираясь на первое впечатление.
Я с этим согласна,ведь внешность и поведение человека при малознакомых людях часто бывают обманчивы. Если о каждом сразу думать плохо,то можно упустить много хороших людей.
Количество слов - 348

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Арина

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 0 баллов

Проблема определена неверно, что обнуляет все баллы за содержательную часть. Вы совершенно не поняли текст. Из Вашего сочинения можно сделать вывод о том,  что Долговушин  - прекрасный человек, которого все недооценили. Долговушин  - эгоист: в критической ситуации он бросил на произвол судьбы старшину, с позором убежав с поля боя. Вы же облагородили персонажа. Кроме этого, комментарий похож на пересказ.

В произведении «Южнее главного удара» Г.Бакланов поднял проблему того,что нельзя судить о человеке по первому впечатлению,ведь оно может быть ошибочным.
Проблему нужно формулировать в виде вопроса или в виде конструкции с Род.п.

K2 - Комментарий + 0 баллов

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

В работе отсутствует заключение.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Ошибки:

Они считали его бестолковым и ни на что неспособным.
1) Корректно: не способным.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

«Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». А раз не справится, зачем посылать? И посылали другого.»-пишет Бакланов.
1) Недостает запятой после кавычек. Точку нужно убрать.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 0 баллов.

Ошибки:

Я считаю,что данная проблема актуальна как в военное,так и в мирное время. Ведь с ней можно столкнуться практически всегда и везде:на службе,на работе,в школе.
1) Неоправданная парцелляция.

Прочитав эти строки,мы можем понять,что у начальства сложилось плохое впечатление о Долговушине. Они считали его бестолковым и ни на что неспособным. Но  своим поведением в сложной ситуации он доказал обратное.
2) Корректно: оно считало.
«Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.»
3) Неверное включение цитаты, цитата не должна быть  включена в Ваше сочинение без вводящих её слов.
«Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.»-в этих строках автор показывает,что Долговушин,оказывается,не такой бестолковый,как о нем думали.
4) Нет слов автора. Корректно:
«Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он», - отмечает писатель. Этот фрагмент позволяет понять, что Долговушин, оказывается,не такой бестолковый, как о нем думали.
Данные примеры заставляют задуматься и обратить внимание на проблему.
5) Неверное построение предложения с однородными членами. Корректно: задуматься о проблеме и обратить внимание на нее.
«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. − Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается.»
6) Неверное включение цитаты, цитата не должна быть включена в Ваше сочинение без вводящих её слов.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Они считали его бестолковым и ни на что неспособным. Но  своим поведением в сложной ситуации он доказал обратное.
1) Обилие местоимений обедняет речь, затрудняет восприятие смысла. Используйте синонимы.

Данные примеры заставляют задуматься и обратить внимание на проблему.
2) Данный - канцеляризм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста, структурой и речевым оформлением  сочинения.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 0
K2 - Пример 1: 0
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 0
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 9

Возврат к списку