Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема отношения к пленным

  • Текст: В. Астафьев. Пастух и пастушка. Отрывок.

    (1) Одно желание было у лейтенанта Бориса Костяева: скорее уйти от этого хутора, от изуродованного поля подальше, увести с собой остатки взвода в тёплую, добрую хату и уснуть, уснуть, забыться.

    (2) Но не всё ещё перевидел он сегодня.

    (3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

    — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

    (9)Борис кинулся к нему. (10)Брызнули пули по снегу... (11)Будто вспугнутые вороны, заорали пленные, бросились врассыпную, трое удирали почему-то на четвереньках. (12)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его землёю, скаля зубы, что-то дикое орал он и слепо жарил куда попало очередями.

    — (13)Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег.

    (14)Патроны в диске кончились. (15)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (16)Пленные бежали за дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (17)Борис вырвал из рук солдата автомат. (18)Тот начал шарить на поясе. (19)Его повалили. (20)Солдат, рыдая, драл на груди маскхалат.

    — (21)Маришку сожгли-и-и! (22)Селян в церкви сожгли-и-и! (23)Мамку! (24)Я их тыщу... (25)Тыщу кончу! (26)Гранату дайте!

    (27)Старшина Мохнаков придавил солдата коленом, тёр ему лицо, уши, лоб, грёб снег рукавицей в перекошенный рот.

    — (28)Тихо, друг, тихо!

    (29)Солдат перестал биться, сел и, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными после припадка. (30)Разжал кулаки, облизал искусанные губы, схватился за голову и, уткнувшись в снег, зашёлся в беззвучном плаче. (31)Старшина принял шапку из чьих-то рук, натянул её на голову солдата, протяжно вздохнув, похлопал его по спине.

    (32) В ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.

    (33) И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. (34)Старший сержант с наискось перевязанным лицом, с наплывающими под глазами синяками, послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.

    — (35)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно из-за бинтов бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (36)Познобился весь. (37)Кто тебя кормить-то будет и семью твою? (38)Фюрер? (39)Фюреры, они накормят!..

    (40)В избу клубами вкатывался холод, сбегались и сползались раненые. (41)Они тряслись, размазывая слёзы и сажу по ознобелым лицам.

    (42)А бойца в маскхалате увели. (43)Он брёл, спотыкаясь, низко опустив голову, и всё так же затяжно и беззвучно плакал. (44)3а ним с винтовкой наперевес шёл, насупив седые брови, солдат из тыловой команды, в серых обмотках, в короткой прожжённой шинели.

    (45)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструменты. (46)Корней Аркадьевич, из взвода Костяева, включился в дело, и легкораненый немец, должно быть из медиков, тоже услужливо, сноровисто начал обихаживать раненых.

    (47)Рябоватый, кривой на один глаз врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому:

    — Не ори! (48)Не дёргайся! (49)Ладом сиди! (50)Кому я сказал... (51)Ладом!

    (52) И раненые, хоть наши, хоть исчужа, понимали его, послушно, словно в парикмахерской, замирали, сносили боль, закусывая губы.

    (53) Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую онучу, висевшую у припечка на черенке ухвата, делал козью ножку из лёгкого табака.

    (54) Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, рваных обуток, клочков одежды, осколков, пуль. (55)В корыте смешалась и загустела брусничным киселём кровь раненых людей, своих и чужих солдат. (56)Вся она была красная, вся текла из ран, из человеческих тел с болью. (57)«Идём в крови и пламени, в пороховом дыму».

16.01.2021 15:44:10
Автор: Anna Agienko

Как относились к пленным немцам русские солдаты? Именно эта проблема находится в центре внимания В. Астафьева.
Размышляя над этим вопросом автор отмечает отношение русских  к немцам: "Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег." На этом примере мы видим, что солдаты относятся с понимание к пленным. Далее В. Астафьев, чтобы показать, как с теплотой и заботой относятся к врагу русские, обращает внимание на мысли рассказчика: "И лежали раненые вповалку — и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, плакали, иные курили, ожидая отправки. В ближней полу разбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата, напяленного на телогрейку, перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя — свой или чужой.". Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, помогают понять доброе отношение солдат к пленным немцам.
Автор считает, что русские солдаты относились к пленным немцам по-человечески.
Я согласна с мнением автора и считаю, что человечность проявляется в умении простить врага. Приведу пример из читательского опыта.
В произведении В. Закруткина "Матерь человеческая" показывается человеческое отношение  к мальчику немцу. Главная героиня потеряла на войне всех родных. И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в мире слишком много ненависти. Хотелось бы верить, что люди будут относится к окружающим более гуманно.
Количество слов - 244

Рецензент: Дарья Полищук

Здравствуйте, Anna!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно. Anna, хотелось бы показать  такого Вам опасность проблемного вопроса. Во-первых, в нем нет нравственной оценки, во-вторых, ответ однозначный - по-разному относились. Как же можно было сформулировать вопрос? Посмотрите.
Как нужно относиться к пленным?
Нужно ли проявлять милосердие по отношению к пленным?
На эти вопросы можно ответить по-разному, и в них есть оценка. Поучитесь делать проблемный вопрос.

K2 - Комментарий + 6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

А вообще в тексте ведь показано разное отношение к пленным.

(3) Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: черно, костляво, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно прошёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали чего-то и грелись.

     — (6)Греетесь, живодёры! (7)Я вас нагрею! (8)Сейчас, сейчас... — солдат поднимал затвор автомата срывающимися пальцами.

Вы почему -то не заметили этого персонажа. В следующий раз старайтесь анализировать текст целиком, обращая внимания на противопоставление, которое часто встречается в художественных текст повествовательного типа.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Я согласна с мнением автора и считаю, что человечность проявляется в умении простить врага. Приведу пример из читательского опыта.
Вы ушли от позиции автора и стали писать о том, в чем проявляется человечность. Сочинение же о том, как относились к пленным. Anna, предмет речи в тексте должен быть один. Увы, балл по К4 Вы не получаете.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом автор отмечает отношение русских  к немцам: "Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег."
1) Логический провал. Кто такой Борис? Почему он упал на пленных? Вы прыгаете с места в карьер, ничего не говоря о персонажах, не представляя их. Это нужно делать обязательно.

Я согласна с мнением автора и считаю, что человечность проявляется в умении простить врага. Приведу пример из читательского опыта.
  В произведении В. Закруткина "Матерь человеческая" показывается человеческое отношение  к мальчику немцу. Главная героиня потеряла на войне всех родных. И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
2) Пример нужно оформлять в одном абзаце с тезисом.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в мире слишком много ненависти. Хотелось бы верить, что люди будут относится к окружающим более гуманно.
3) Как этот вывод вытекает из сочинения? Никак.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

K7 - Соблюдение орфографических норм: +2 балла.

Ошибки:

И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
1) Несмотря.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Размышляя над этим вопросом автор отмечает отношение русских  к немцам: "Ложись! - Борис упал на пленных, сгребая их под себя, вдавливая в снег."
1) Не обособлен деепричастный оборот.
И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
2) Оборот с НЕСМОТРЯ НА обособляется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов.

Ошибки:

На этом примере мы видим, что солдаты относятся с понимание к пленным.
1) Этот пример показывает, демонстрирует
И когда она нашла мальчика, у нее было одно желание - убить, отомстить врагу. Но она не в силах сопротивляться материнскому, она не способна убить. На данном примере видно, что не смотря на все беды и обиды, главная героиня проявила жалость к мальчишке и помогла ему.
2) Повторы.
3) Обилие местоимений.
4) Данный - канцеляризм.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: следует усилить работу над анализом текста и речевым оформлением.

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку