Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Роль литературы в жизни человека

  • Текст: В.Богомолов. День выдался отменный...

    День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

    Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

    С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

    Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС "Фельдхернхалле", перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

    Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся - и довольно успешно - меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

    Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

    Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

    Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин - собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

    Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

    Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

    На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

    Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

    ...Ах, поля мои, борозды милые,

    Хороши вы в печали своей!

    Я люблю эти хижины хилые

    С поджиданьем седых матерей.

    ...Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

    Лишь к тебе я любовь берегу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.

    Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками - все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

    (По В. О. Богомолову*)

    *Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

24.04.2021 20:03:48
Автор: Ева Гладышева

Какую роль в жизни человека играет литература? Этим вопросом задаётся В. О. Богомолов в предложенном для анализа тексте.

Размышляя над проблемой, автор описывает эпизод из жизни солдата. Герой любит поэзию и искренне восхищается ей. Находясь на войне, он находит книгу со стихотворениями С. А. Есенина. Солдата восхищают и завораживают произведения поэта, в текстах которых он ищет "подтверждение своим мыслям и желаниям". "Многие четверостишия я знал уже наизусть" - настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику. На этом примере мы видим, что литература, в частности поэзия, помогает человеку отвлечься от тягот жизни и найти ответы на тревожащие вопросы. Далее писатель обращает внимание читателя на впечатления солдата от найденной книги: описываемые поэтом реки, луга, поля "до боли напоминали исконную срединную Россию и больше того - подмосковную деревушку, где родилась мать рассказчика и где прошло в основном его детство". Вызываемые чтением ассоциации поражают и удивляют героя: "... всё вокруг было удивительно созвучно стихам Есенина". Этот пример показывает, что поэзия умиротворяет читателей, позволяя им по-новому взглянуть на окружающую действительность и предаться воспоминаниям. Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять значимость литературы: она вдохновляет, помогает отвлечься от проблем, испытать массу новых эмоций.

Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность.

Я согласна с мнением писателя и тоже думаю, что литература, будь то проза или поэзия, играет в жизни человека большую роль. Читая, мы развиваем свою душу, питаем ум и воображение. Для доказательства приведу пример из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Тихая, скромная и робкая Татьяна Ларина живёт чтением книг. Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.

Таким образом, обладающая множеством полезных свойств литература имеет огромное значение в жизни человека.

Количество слов - 299

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ева!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, но не проанализирована (сделана только попытка). Во-первых, нужно очень аккуратно использовать такой тип связи, как дополнение; во-вторых, если Вы пишете о дополнении, то делайте развёрнутый, аргументированный анализ связи (что делает один пример, что привносит другой пример и т.д.). Иначе балл/баллы Вы на экзамене не получите.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена верно, но с речевой шероховатостью.

Авторская позиция ясна. В. О. Богомолов считает, что чтение способно не только погрузить в иной мир, но и преобразовать взгляд на реальность.
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

 K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла

Ошибки: нет.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: есть неточности в словоупотреблении.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла

Ошибки:  нет.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Ошибки:

Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.
Нарушена связь между подлежащим и сказуемым.
"Многие четверостишия я знал уже наизусть" - настолько часто герой-рассказчик обращался к сборнику.

Предложение оформлено как прямая речь, но прямой речью не является: нет слов автора (отсутствуют глаголы говорения).

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Ошибки:

Литература открывают перед ней совершенно новый мир: отвлекаясь от действительности и испытывая бурю новых эмоций, девушка часто представляет себя героиней того или иного произведения, воображает о другой жизни.
Неточно подобрано слово. Лучше сказать: мечтает о другой жизни.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ошибки: нет.

Общие рекомендации: следует усилить работу над связью между примерами и анализом связи в комментарии. Желаю удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 22

Возврат к списку