Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема культурного человека

  • Текст: А. Чехов. Дом с мезонином (отрывок)

    — (1) В Малозёмове гостит князь, тебе кланяется, — говорила Лида матери, вернувшись откуда-то и снимая перчатки. — (2) Рассказывал много интересного... (3) Обещал опять поднять в губернском собрании вопрос о медицинском пункте в Малозёмове, но, говорит, мало надежды. — (4) И, обратясь ко мне, она сказала:

    — Извините, я всё забываю, что для вас это не может быть интересно.

    (5) Я почувствовал раздражение.

    — (6) Почему же не интересно? — спросил я и пожал плечами. — (7) Вам не угодно знать моё мнение, но уверяю вас, этот вопрос меня живо интересует.

    — (8) Да?

    — (9) Да. (10) По моему мнению, медицинский пункт в Малозёмове вовсе не нужен.

    (11) Моё раздражение передалось и ей; она посмотрела на меня, прищурив глаза, и спросила:

    — Что же нужно? (12) Пейзажи?

    — (13) И пейзажи не нужны. (14) Ничего там не нужно.

    (15) Она кончила снимать перчатки и развернула газету, которую только что привезли с почты; через минуту она сказала тихо, очевидно сдерживая себя:

    — На прошлой неделе умерла от родов Анна, а если бы поблизости был медицинский пункт, то она осталась бы жива. (16) И господа пейзажисты, мне кажется, должны бы иметь какие-нибудь убеждения на этот счёт.

    — (17) Я имею на этот счёт очень определённое убеждение, уверяю вас, — ответил я, а она закрылась от меня газетой, как бы не желая слушать. — (18) По-моему, медицинские пункты, школы, библиотечки, аптечки при существующих условиях служат только порабощению. (19) Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья — вот вам моё убеждение.

    (20) Она подняла на меня глаза и насмешливо улыбнулась, а я продолжал, стараясь уловить свою главную мысль:

    Не то важно, что Анна умерла от родов, а то, что все эти Анны, Мавры, Пелагеи с раннего утра до потёмок гнут спины, болеют от непосильного труда, всю жизнь дрожат за голодных и больных детей, всю жизнь боятся смерти и болезней, всю жизнь лечатся, рано блёкнут, рано старятся и умирают в грязи и в вони; их дети, подрастая, начинают ту же музыку, и так проходят сотни лет, и миллиарды людей живут хуже животных — только ради куска хлеба, испытывая постоянный страх. (21) Весь ужас их положения в том, что им некогда о душе подумать, некогда вспомнить о своём образе и подобии; голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и составляет единственное, ради чего стоит жить.

    (22) Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, ещё больше порабощаете, так как, внося в их жизнь новые предрассудки, вы увеличиваете число их потребностей, не говоря уже о том, что за книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину.

    — (23) Я спорить с вами не стану, — сказала Лида, опуская газету. — (24) Я уже это слышала. (25) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. (26) Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. (27) Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним, и мы пытаемся служить, как умеем. (28) Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь.

    — (29) Правда, Лида, правда, — сказала мать.

    (30) В присутствии Лиды она всегда робела и, разговаривая, тревожно поглядывала на неё, боясь сказать что-нибудь лишнее или неуместное; и никогда она не противоречила ей, а всегда соглашалась: «Правда, Лида, правда».

    — (31) Мужицкая грамотность, книжки с жалкими наставлениями и прибаутками и медицинские пункты не могут уменьшить ни невежества, ни смертности так же, как свет из ваших окон не может осветить этого громадного сада, — сказал я. — (32) Вы не даёте ничего, вы своим вмешательством в жизнь этих людей создаёте лишь новые потребности, новый повод к труду.

    — (33) Ах, боже мой, но ведь нужно же делать что-нибудь! — сказала Лида с досадой, и по её тону было заметно, что мои рассуждения она считает ничтожными и презирает их.

    (По А. П. Чехову)

30.04.2021 23:30:10
Автор: Анастасия Нецветаева

В чем заключается важнейшая задача культурного человека? Этот вопрос становится предметом размышлений А. П. Чехова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор заостряет внимание на споре рассказчика с Лидой. Герой думает, что вмешательство в жизни людей ни к чему полезному не приведет: «Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья… Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете…». Этим примером писатель доказывает убежденность рассказчика в том, что человеку не нужно вмешиваться в чужие жизни. Однако Лида имеет противоположную точку зрения, рассуждения героя «считает ничтожными и презирает их». Девушка уверена: «нельзя сидеть сложа руки», потому что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним…». Это свидетельствует о желании Лиды помочь людям. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают убедиться в том, что главной задачей культурного человека для одних является невмешательство в чужие жизни, а для других – поддержка близких.

Авторская позиция понятна. Он высказывает ее устами Лиды: «Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним».

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что люди должны помогать друг другу. Для доказательства этого приведу пример из произведения А. И. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов бескорыстно спас Мерцаловых: не только вылечил членов семьи, но и поддержал их материально.
Прочитав текст А. П. Чехова, я убедилась в том, что важнейшей задачей культурного человека является способность помочь ближним, позаботиться о них.
Количество слов - 248

Рецензент: Марина Волкова

Здравствуйте, Анастасия!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 6 баллов
Рекомендация: разделите комментарий на 3 абзаца.
1. Пример 1, пояснение 1
2. Пример 2, пояснение 2
3. Связь и её анализ

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пример 2 указан, пояснен. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Авторская позиция понятна.
Нет. Вы анализируете художественный текст- ПА надо приходится вычленять.
Более того, если бы Вы внимательно прочитали текст, обратили внимание на авторские пометки около фраз Лиды (например, 15, 33). Она не положительная героиня и не носитель ПА.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки:

Доктор Пирогов бескорыстно спас Мерцаловых: не только вылечил членов семьи, но и поддержал их материально.
Последним предложением обоснования своей позиции должен стать микровывод, связанный с проблемой.


Грамматика и речь

Виды ошибок выделены разными цветами:
пунктуационные
речевые

В чем заключается важнейшая задача культурного человека? Этот вопрос становится предметом размышлений А. П. Чехова в предложенном для анализа тексте.

Рассуждая о проблеме, автор заостряет внимание на споре рассказчика с Лидой. Герой думает, что вмешательство в жизни людей ни к чему полезному не приведет: «Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья… Вы приходите к ним на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а, напротив, еще больше порабощаете…».  (лишний знак: или многоточие до кавычек, или точка за ними)Этим примером писатель доказывает убежденность рассказчика в том, что человеку не нужно вмешиваться в чужие жизни. Однако Лида имеет противоположную точку зрения, рассуждения героя «считает ничтожными и презирает их». Девушка уверена: «нельзя сидеть сложа руки», потому что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним…». невозможное сочетание знаков Это свидетельствует о желании Лиды помочь людям. Приведенные примеры противопоставлены друг другу и помогают убедиться в том, что главной задачей культурного человека для одних является невмешательство в чужие жизни, а для других – поддержка близких.

Авторская позиция понятна. Он высказывает ее устами Лиды: «Самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним».

Я полностью разделяю позицию автора и тоже считаю, что люди должны помогать друг другу. Для доказательства этого приведу пример из произведения А. И. Куприна «Чудесный доктор». Доктор Пирогов бескорыстно спас Мерцаловых: не только вылечил членов семьи, но и поддержал их материально.
Прочитав текст А. П. Чехова, я убедилась в том, что важнейшей задачей культурного человека является способность помочь ближним, позаботиться о них.

K6 - Точность и выразительность речи + 2 балла.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Общие рекомендации: обратите внимание на рекомендации, и Вы сможете достичь максимального балла на ЕГЭ.

 Удачи и успеха на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 6
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку