Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема ужасов войны

  • Текст: К. Паустовский. Лефортовские ночи
    (1)Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. (2)С него отправлялись эшелоны на фронт. (3)По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.
    (4)Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. (5)Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.
    (6)Ждать приходилось долго. (7)Мы курили около вагонов. (8)Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. (9)Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.
    - (10)Ждите!- отвечали мы. (11)Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.
    (12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.
    (13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.
    (14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.
    (18)Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. (19)Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.
    (20)Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. (21)С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. (22)Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. (23)Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.
    (24)В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. (25)Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. (26)Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.
    (27)Иногда мы возили раненых австрийцев. (28)В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". (29)Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". (30)Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.
    (31)Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! (32)Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки... (33)О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.
    (34)Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. (35)Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. (36)Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. (37)Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. (38)Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. (39)Тогда я с трудом повторил:
    - (40)Есмь славянин! (41)Полоненный у велика-велика битва... брат мой.
    (42)Он закрыл глаза. (43)Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. (44)Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. (45)Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. (46)Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? (47)Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. (48)Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. (49)Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

    (По К. Г. Паустовскому*)
    * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.
28.05.2022 13:44:24
Автор: Ильнур Нигматьянов

В чём проявлялись ужасы войны? Ответ на этот вопрос даёт К. Паустовский в тексте.

Повествование начинается с того, что рассказчик вспоминает, как он, будучи трамвайщиком, каждую ночь грузил в вагоны раненых: "...втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной". Читатель понимает: каждый день на войне происходят ожесточённые бои, в которых всегда есть тяжело пострадавшие.

Нельзя не упомянуть женщин, которые каждую ночь приходили "на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе". Рассказчик пишет, что самым страшным было, если какая-нибудь из них найдёт родного искалеченного человека. Все те эмоции, что испытывали встретившиеся, сильно давили на окружающих, именно поэтому кондукторы и не хотели сталкиваться с подобным.

Между примерами прослеживается причинно-следственная связь: женщины приходили к вокзалу потому, что надеялись узнать любые новости насчёт своих близких. Радость, что они испытывают при встрече с родными, позволяет лучше проникнуться бесчеловечностью ужасов войны.

Мнение автора таково: ужасы войны проявлялись в том, что приходилось постоянно видеть израненных людей, бояться, что уже не встретишь в живых своих близких.

Я согласен с мнением автора. Мучительно ждать любой весточки о родном, не имея возможности помочь ему, - вот настоящие ужасы войны. Помню, как в первом классе спросил свою прабабушку: "А что было самым сложным во время войны?". Тогда она ответила, что долгие месяцы ожиданий письма с фронта были для нее самым тяжёлым временем в жизни. Её состояние тогда может оправданно называться одним из ужасов войны.

Война - преступление против человечества. Хочется еще раз подчеркнуть, что невозможность знать состояние родных, постоянное сталкивание со смертью и ранениями, - одни из тех страшных вещей, что несёт в себе война.
Количество слов - 277

Рецензент: Наталья Боброва

Здравствуйте, Ильнур! Вы создали довольно грамотную, логичную работу.  Есть ошибки, недочёты, на которые я хотела бы обратить внимание.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 Ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен, но пояснение не совсем соотносится с текстом.

Нельзя не упомянуть женщин, которые каждую ночь приходили "на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе". Рассказчик пишет, что самым страшным было, если какая-нибудь из них найдёт родного искалеченного человека. Все те эмоции, что испытывали встретившиеся, сильно давили на окружающих, именно поэтому кондукторы и не хотели сталкиваться с подобным.
В пояснении есть момент домысливания. В тесте не сказано, что женщины находили своих близких. Прочитайте ещё раз текст внимательно. Женщины надеялись найти родных или тех, кто что-нибудь сообщит о родных. Пояснение, к сожалению, не будет засчитано.

(12)Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе.

(13)Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.

(14)Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. (15)Иные из женщин плакали от жалости. (16)Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. (17)Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.

Взаимосвязь, на мой взгляд, между примерами определена неверно.

Между примерами прослеживается причинно-следственная связь: женщины приходили к вокзалу потому, что надеялись узнать любые новости насчёт своих близких. Радость, что они испытывают при встрече с родными, позволяет лучше проникнуться бесчеловечностью ужасов войны.

В анализе связи, на мой взгляд, первый пример выпадает. Второе предложение -- это домысливание.

Возможно, на экзамене эксперты будут более лояльными, но я хочу, чтобы вы обратили внимание на эти важные нюансы и на экзамене постарались не допускать таких ошибок, чтобы ни у кого не было сомнений в выставлении баллов.

Предлагаю несколько своих вариантов анализа связи для примера (в них есть три  обязательных компонента: указание на вид связи + расшифровка вида связи (как именно дополняет, как противопоставлены и т.д.) + роль связи):
Примеры, дополняя друг друга, помогают лучше понять авторский замысел. В первом примере сделан акцент на чувстве единения, которое возникло у трамвайщиков, женщин и раненых, потому что каждый из них проникся жалостью и состраданием к другому человеку.  Во втором эпизоде мысль о единении людей, связанных общей бедой, усиливается благодаря образу умирающего австрийца, осмыслившего происходящие события и сумевшего это донести до рассказчика. У читателя возникает ощущение сопричастности с персонажами текста и понимание того, насколько важно, несмотря на войну, оставаться человеком, не терять нравственные ориентиры.

Гармоничное соединение двух примеров, дополняющих друг друга,  позволяет сделать очевидный и правильный вывод: невозможно жить без прошлого, нет ничего сильнее, чем память сердца. В первом примере автором сделан акцент на образе вербового куста - памятного знака из прошлого, а во втором этот образ дополняется другими детскими воспоминаниями рассказчика. Храня в душе «осколочки» прошлого, человеку легче преодолевать испытания, которые готовит ему жизнь.
K3 - Отражение позиции автора исходного текста + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

Мнение автора таково: ужасы войны проявлялись в том, что приходилось постоянно видеть израненных людей, бояться, что уже не встретишь в живых своих близких.
Советую избегать указательных местоимений в формулировке позиции автора. Указательное местоимение часто используется как средство связи между предложениями в тексте. Позиция автора -- это новый абзац, поэтому нелогично использовать слово "такова".

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения + 1 балл

Ошибки:

Нельзя не упомянуть женщин, которые каждую ночь приходили "на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет о его судьбе".
Куда приходили? Логический провал (смысловая лакуна). Старайтесь писать так, чтобы было всё понятно без постоянного обращения к тексту.
Война - преступление против человечества. Хочется еще раз подчеркнуть, что невозможность знать состояние родных, постоянное сталкивание со смертью и ранениями, - одни из тех страшных вещей, что несёт в себе война.
В заключении сочинения происходит небольшое расширение проблемы.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Ошибки: нет максимума по К10.

Её состояние тогда может оправданно называться одним из ужасов войны.
Не ошибка -- речевой недочёт. Можно было бы сказать лучше, точнее.

Варианты:

Состояние людей, ожидавших известий с фронта, -- это тоже одно из проявлений ужасов войны.

Одним из проявлений ужасов войны было состояние родных, ожидавших известий с фронта.

K7 - Соблюдение орфографических норм + 3 балла

Ошибки: нет.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм + 2 балла

Ошибки:

Помню, как в первом классе спросил свою прабабушку: "А что было самым сложным во время войны?".
Точка в данном случае лишняя, так как предложение представляет собой прямую речь. Знак завершения (?) уже есть.

K9 - Соблюдение грамматических норм + 2 балла

Ошибки: нет.

K10 - Соблюдение речевых норм + 1 балл

Ошибки:

Читатель понимает: каждый день на войне происходят ожесточённые бои, в которых всегда есть тяжело пострадавшие.
Лексическая несочетаемость.

Тогда она ответила, что долгие месяцы ожиданий письма с фронта были для нее самым тяжёлым временем в жизни. Её состояние тогда может оправданно называться одним из ужасов войны.
Неоправданные повторы.
Хочется еще раз подчеркнуть, что невозможность знать состояние родных, постоянное сталкивание со смертью и ранениями, - одни из тех страшных вещей, что несёт в себе война.
Неуместное использование слова "вещи". Совет: постарайтесь это слово в сочинении не использовать.

K11 - Соблюдение этических норм + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале + 1 балл

Ошибки:

Рассказчик пишет, что самым страшным было, если какая-нибудь из них найдёт родного искалеченного человека.
К сожалению, вы путаете  понятия "автор" и "рассказчик". В данном случае уместно писать об авторе, а не рассказчике.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием. Обратите внимание, что вы задействовали в комментарии только первую часть текста. А ведь в тексте есть ещё прекрасный пример проявления ужасов войны. Вспомните раненого автрийца. Художественный текст повествовательного типа (а именно к таким относится текст К.Г. Паустовского) обладает большим потенциалом для удачного комментария.

Постарайтесь избегать повторов. У вас есть шанс на экзамене написать сочинение на высокий балл.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку