Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какова роль труда в жизни человека?

  • Текст: Б. Л. Васильев. О труде и отдыхе
    (1)Порой мне с удивительной ясностью вспоминаются вечера моего раннего детства. (2)Наша большая даже по тем временам семья — двое детей, мама, бабушка, тетя, ее дочь и кто-то еще — жила на паёк отца и на его более чем скромную командирскую зарплату в тесном домике на Покровской горе, где ни у кого не было своей комнаты и никто, кроме меня, не спал в одиночестве. (3)При домишке был огород, которым занимались все, потому что речь шла о хлебе насущном. (4)И я знаю, как горят ладони, обожжённые свежевыполотой травой, с того трепетного возраста, которому уступают места в метро даже мужчины.
    (5)Так вот, о вечерах. (6)Осенних или зимних, с бесконечными сумерками и желтым кругом керосиновой лампы. (7)Отец сапожничает, столярничает или слесарничает, восстанавливая и латая. (8)Мать и тетка тоже латают, штопают или перешивают. (9)Бабушка, как правило, тихо поскрипывает ручной мельницей, размалывая льняной или конопляный жмых, который добавляют в кулеш, оладьи или лепёшки, потому что хлеба не хватает. (10)Сёстры — Галя и Оля — попеременно читают вслух. (11)А я играю тут же, стараясь не шуметь. (12)Это обычный вечерний отдых. (13)И никто из нас и не подозревает, что можно развалиться в кресле, вытянув ноги, и, ничем не утруждая ни единую клеточку собственного мозга, часами глядеть в полированный ящик на чужую жизнь, будто в замочную скважину. (14)Для всех нас искусство — не только в процессе производства, но и в процессе потребления — серьёзный, исстари особо уважаемый труд. (15)И мы ещё не представляем, что литературу можно воспринимать глазея, зевая, закусывая, выпивая, болтая с соседкой. (16)Мы ещё с благоговением воспринимаем СЛОВО. (17)Для нас еще не существует понятия «отдых» в смысле абсолютного безделья. (18)И человек, который не трудится, заведомо воспринимается с отрицательным знаком, если он здоров и психически полноценен.
    (19)В «Толковом словаре» Даля нет существительного «отдых», есть лишь глагол «отдыхать». (20)И это понятно: для народа, тяжким трудом взыскующего хлеб свой, отдых был чем-то промежуточным, сугубо второстепенным и несущественным. (21)Отдых для русского человека — равно крестьянина или интеллигента — всегда выражался в смене деятельности в полном соответствии с научным его пониманием.
    (22)Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нём жить, и ни для чего более. (23)Любимым присловьем моего отца было: «Не то важно, из чего пьёшь, а то — с кем пьёшь». (24)Из этого вовсе не следует, что отец «закладывал за воротник»: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — ещё и по воскресеньям. (25)Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол «пить» подразумевал для него существительное «чай». (26)Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто.
    (27)Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. (28)Правда, одно «излишество» у нас все же было: книги. (29)Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. (30)Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба. (31)Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: «Да, меня переводят. (32)Выезжаем послезавтра».
    (33)И начинались сборы, лишённые лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. (34)Мне, например, полагалось укладывать книги. (35)Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность.
    (36)Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. (37)И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. (38)Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. (39)И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я ещё бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов.
    (40)...Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
    (По Б. Васильеву*)
    * Борис Львович Васильев (1924−2013) — русский советский писатель и сценарист.
12.02.2023 16:18:19
Автор: Леонид Каспаров

Какова роль труда в жизни человека? Именно такую проблему ставит В. Л. Васильев в тексте.
Отвечая на этот вопрос, обратим внимание на то, как рассказчик описывает свое раннее детство. У него была большая семья, живущая на «скромную командирскую» зарплату отца. Герой сообщает, что при их тесном домике «был огород, которым занимались все» и что знает, «как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой с … трепетного возраста». Мы можем понять, что рассказчику с раннего детства приходилось заниматься тяжелым трудом. Он рос в среде, где необходимо было работать ради «хлеба насущного» и где все привыкли заниматься какой-либо деятельностью.
Более того, герой отмечает: в его семье «господствовал рациональный аскетизм», поэтому единственным «излишеством» были книги. Рассказчику доверяли обязанность укладывать их перед очередным переездом. Он «по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века», «становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов». Этот пример показывает, что герой еще в детстве увидел значимость книг. Он чувствовал, что они являются результатом большого труда многих людей.
Первый пример является причиной, а второй – следствием. Герой рос в семье, где все постоянно трудились. Такой образ жизни привел к тому, что в доме, кроме книг, имелись только необходимые вещи. Сам же рассказчик благодаря тому, что с раннего возраста занимался осмысленной деятельностью, уже в детстве осознал величие литературы.
Позиция автора такова: труд делает человека организованнее, лишает тяги к «излишествам» и позволяет увидеть значимость настоящих ценностей.
Я согласен с мнением автора. Действительно, труд способен сформировать личность. Бездельник часто тратит свое время впустую, на что-то, что может показаться глупым увлечением. Однако занимаясь полезной деятельностью, человек перестает считать бессмысленные занятия важными, теряет интерес к ненужным вещам.
Таким образом, роль труда в жизни человека сложно переоценить. Именно он позволяет жить и действовать осмысленно. Поэтому очень важно заниматься трудом.
Количество слов - 293

Здравствуйте, Леонид!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Первый пример является причиной, а второй – следствием. Герой рос в семье, где все постоянно трудились. Такой образ жизни привел к тому, что в доме, кроме книг, имелись только необходимые вещи. Сам же рассказчик благодаря тому, что с раннего возраста занимался осмысленной деятельностью, уже в детстве осознал величие литературы.

Попытка анализа связи хорошая, но тут есть логический недочет. Из вашего суждения можно сделать вывод, будто в семьях, где все постоянно трудятся, всегда есть только необходимые вещи. Однако это не так. Стоило сделать акцент на том, что книги почитались в семье потому, что все ее члены привыкли ценить любой труд, в том числе и труд творца.

Позиция автора такова: труд делает человека организованнее, лишает тяги к «излишествам» и позволяет увидеть значимость настоящих ценностей.

Излишества — это не обязательно нечто вредное, от чего надо избавляться посредством труда. Просто в семье автора так сложились обстоятельства.

K6 - Точность и выразительность речи: + 2 балла

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл

Герой сообщает, что при их тесном домике «был огород, которым занимались все» ЗПТ и что знает, «как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой ЗПТ с … трепетного возраста».

Закрывается придаточное предложение. Будьте внимательны, когда вставляете цитаты, они должны подчиняться синтаксису предложения.

Однако ЗПТ занимаясь полезной деятельностью, человек перестает считать бессмысленные занятия важными, теряет интерес к ненужным вещам.

Деепричастный оборот

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла

Герой сообщает, что при их тесном домике «был огород, которым занимались все» и что знает, «как горят ладони, обожженные свежевыполотой травой с … трепетного возраста».

что ОН знает — без местоимения предложения плохо читается

Поэтому очень важно заниматься трудом.

Скорее: трудиться.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов

В. Л. Васильев

Будьте внимательнее, переписывая имя автора. В этом году даже ошибка в инициалах приведет к обнулению К12.

Леонид, ваше сочинение очень грамотное, вы верно сделали анализ. Обратите внимания на сложные предложения, аккуратно расставляйте запятые.

Удачи на ЕГЭ!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 20

Возврат к списку