Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как в старости человек может остаться душевно молодым?

  • Текст: Е. М. Богат. О чувствах
    (1)Во второй половине XIX века в Петербурге были созданы постоянные Высшие женские курсы, по существу, женский университет, первым директором их стал известный в то время историк — академик К. Н. Бестужев-Рюмин, племянник казненного декабриста. (2)Он совершенно бескорыстно в течение ряда лет организовывал курсы, а потом руководил ими, поэтому и стали их называть в его честь Бестужевскими. (3)А русских девушек, желавших получить высшее образование, слушательниц этих курсов, называли бестужевками.
    (4)Само имя это — «бестужевка» — вызывало в моем сознании что-то юное и женственное, бесконечно женственное и бесконечно юное; что-то вольное, непокорное, как ветер, как девичьи темные волосы, развеваемые сильным ветром; что-то красивое, легко, изящно и уверенно идущее по земле и что-то сопряженное с музыкой, живописью. (5)И с баррикадами.
    (6)Однажды летом в мой кабинет в редакции вошла старуха, седая, крупная, с большими мужскими кистями рук, села, отдышалась после жары и ходьбы, подняла лицо, растрескавшееся, как краски на старом портрете, и бурно начала:
    — (7)Добрый день. (8)Я — бестужевка. — (9)И назвала себя: — Амалия Эттингер.
    (10)То, что эта старая-старая, не менее восьмидесяти по виду, женщина назвала себя по имени (Амалия!), без отчества, по имени и фамилии, как называют себя совсем юные женщины, стесняющиеся излишней официальности, удивило меня даже больше, чем это абсолютно неожиданное «бестужевка», начисто не вяжущееся ни с героиней Ярошенко, ни с моим внутренним видением бестужевки.
    (11)Почему-то мне казалось, что она — бестужевка — останется навсегда юной, возможно, потому, что перед моим сознанием стоял некий собирательный образ бестужевки вообще.
    — (12)Мы, бестужевки, вас читали, и я уполномочена нашим советом устроительниц традиционных вечеров бестужевок позвать вас на очередной вечер воспоминаний, который имеет быть в Доме культуры…
    (13)Я поблагодарил, обещал быть.
    — (14)Но учтите, — нахмурилась она театрально, — общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!
    (15)«Три тысячи лет», — думал я через несколько дней, по дороге к ним на вечер. (16)Меня это, положа руку на сердце, тревожило. (17)Что испытаю в обществе этих старух? (18)Один телесно одряхлевший человек может быть душевно молод и обаятелен, но тридцать, сорок?!
    (19)Я часто бывал в больницах и в разного рода пансионатах и домах, где лечатся, живут, угасают старые люди, и сердце при одном воспоминании о скорбной жизни в тех стенах печалилось и болело.
    (20)Я вошел в зал с накрытыми для чаепития столами, когда оно уже началось. (21)Я опоздал, не рассчитывал, что они начнут минута в минуту, полагая, что будет именно чаепитие: старые люди, сидя, пьют чай и негромко беседуют. (22)А они начали, видимо, абсолютно точно, и чаепитие их, как я понял, было особым.
    — (23)«Сегодня, — услышал я, — в шесть часов пять минут утра умер на станции Астапово Лев Николаевич Толстой. (24)В России траур. (25)Студенты и курсистки отменили лекции…»
    (26)Наступила тишина; я стоял растерянно на пороге.
    — (27)Идите сюда! — оглушительным шепотом позвала меня Эттингер.
    (28)Я быстро и неловко занял место рядом с ней.
    — (29)«…отменили лекции, поют "Вечную память", говорят речи…» — читала, возвышаясь в полный рост над столом, женщина в темном, торжественном, лица которой я не видел из-за поднятых к нему старых-старых листков исписанной бумаги.
    — (30)Читает дневник десятого года, — пояснила Эттингер.
    (31)И я вдруг ощутил, что самая реальная вещь в мире — чувства. (32)И чувства — самая юная, единственно юная вещь в мире.
    (33)Стареют пирамиды, горы, земля и небо; чувства не стареют. (34)И я вдруг почувствовал, что в этом зале со столом, уставленным скромным угощением, нет старости. (35)Три тысячи лет веселились, печалились, думали, три тысячи лет пили чай, уминали бутерброды; время сгустилось и улыбалось, время шутило и не старело.
    (36)Время отступило, отхлынуло, как океанская волна, оставив на песке нечто совершенно бесценное, чему названия нет в человеческом языке, а если бы нашлось, то вопрос о смысле жизни был бы, вероятно, решен.
    (По Е. Богату*)
    * Евгений Михайлович Богат (1923−1985) — советский журналист, писатель.

02.05.2023 23:14:50
Автор: Маргарита Сулимова

     Как в старости человек может остаться душевно молодым? Именно над этим вопросом размышляет советский писатель Евгений Михайлович Богат.
     В тексте говорится о том, как рассказчика удивила встреча с бестужевкой Амалией Эттингер. Несмотря на преклонный возраст («старая-старая, не менее восьмидесяти по виду»), героиня, не стремясь к излишней официальности, предпочитает назваться по имени и фамилии, без отчества. Более того, своим поведением Амалия Эттингер тоже не напоминает «старуху»: она «бурно» говорит, обходится короткими, чеканными фразами (предложения 7-9); «театрально» хмурится и шутит про возраст своих соратниц («общая сумма возраста собравшихся дам составит три тысячи лет!»). Кажется, что героиня не боится вести себя так, как требует ее сердце.
     Душевно юной и обаятельной осталась не только Амалия Эттингер. Другие бестужевки тоже изумляют рассказчика: на вечере в Доме культуры «три тысячи лет» веселятся и печалятся, читают старинные дневники, много думают и «уминают бутерброды». Как мне кажется, они испытывают яркие эмоции, чувства и наслаждаются настоящим моментом.
      Второй пример раскрывает содержание первого и показывает, что остаться душевно молодым может каждый. Главное – не забывать о своих интересах, чувствах и продолжать жить так, как велит сердце.
     Позиция автора ясна. Он убежден в том, что чувства – это «самая реальная … самая юная, единственно юная вещь в мире». Стар тот, кто с возрастом «угасает»: ведет полную печали жизнь, не интересуется окружающим миром. Однако если человек продолжит наслаждаться каждым моментом, разрешит себе выражать свои чувства, то тогда он сохранит душевную молодость.
    Я согласна с мнением автора и считаю, что старость зависит не от количества прожитых лет, а от степени «душевной черствости». Есть люди, которые и в двадцать, и в пятьдесят ничем не интересуются, считая жизнь бессмысленной. Эта «душевная черствость» делает их старыми вне зависимости от возраста. Только искренний интерес к миру, умение радоваться и грустить – словом, не оставаться равнодушным позволяют человеку сохранить юность души.
   В заключение хочется отметить, что я редко встречала таких людей. Однако те, с кем я познакомилась, остались в моей памяти навсегда как яркие, прекрасный личности, вдохновившие меня на то, чтобы стремиться остаться такой же душевно молодой в старости.

Количество слов - 337

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Маргарита!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 (поведение Амалии Этингер) в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 (поведение других бестужевок) указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами указана, проанализирована.

На мой взгляд, слово "раскрывает" в анализе связи употреблено неточно. Оно предполагает возможность постановки между примерами логического маркера "а именно", но в вашем контексте этот маркер не подходит: Амалия Этингер была молода душой, <а именно> другие бестужевки тоже были молоды душой. Нелогично! В комментарии вы использовали логический маркер "не только..., но и...", эта связка указывает на то, что примеры дополняют и усиливают друг друга. На этом основании считаю возможным снизить балл по критерию К6 -- точность и выразительность речи. Балл за анализ связи сохраняю в соответствии с требованиями методических рекомендаций ФИПИ.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Ошибки: нет

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл.

Ошибки: см. К2

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 3 балла.

Ошибки:

Только искренний интерес к миру, умение радоваться и грустить – словом, не оставаться равнодушным позволяют человеку сохранить юность души.
В этом предложении встретился интересный пунктуационный случай.
Выделенная фраза является обособленным несогласованным определением: умение (какое?) не оставаться равнодушным. Согласно правилам пунктуации, такие определения могут обособляться при помощи тире: "при расположении внутри предложения инфинитивные определения могут приобретать характер вставных конструкций с уточняюще-разъяснительным значением и тогда выделяются с двух сторон тире (или скобками)" (Полный академический справочник под ред. В. Лопатина, М., 2018). Таким образом, обязательным является закрывающее тире после слова "равнодушным".
С другой стороны, можно расценить выделенную конструкцию как обобщающее слово для ряда "радоваться и грустить". В этом случае тире может не ставиться.
На основании вышеперечисленных доводов считаю ваше пунктуационное оформление допустимым, не влияющим на подсчет баллов.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: нет

Однако те, с кем я познакомилась, остались в моей памяти навсегда как яркие, прекрасный личности, вдохновившие меня на то, чтобы стремиться остаться такой же душевно молодой в старости.
опечатка.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 2 балла.

Ошибки:

Другие бестужевки тоже изумляют рассказчика: на вечере в Доме культуры «три тысячи лет» веселятся и печалятся
Непонятно, каким образом "три тысячи лет" могут веселиться и печалиться. Считаю, что фраза для подлежащего выбрана неверно. Автор не называет бестужевок таким образом.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Ошибки: нет

Сочинение соответствует всем требованиям, написано грамотно, логично, убедительно. Уверена, на экзамене вы получите достойные баллы!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку