Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Как у человека меняется представление о храбрости со временем?

  • Текст: (1)Мысль о том, трус ли я, – одна из сам
    (1)Мысль о том, трус ли я, – одна из самых острых, укоряющих мыслей моего детства. (2)Именно она впервые поставила меня лицом к лицу с самим собою. (3)Этот взгляд со стороны, иногда оправдывающий, но чаще осуждающий, неизменно помогал мне перед лицом решений, грозивших бедой – бедой, от которой нетрудно было ускользнуть, принимая эти казавшиеся почти естественными решения.

    (4)Мы играли во дворе, прыгая через планку, поднимая её всё выше. (5)Потом стали прыгать с мусорного ящика – и прыгнули все, кроме меня, даже восьмилетний Боря. (6)Саша сказал, что я трус, и, возможно, это было действительно так.

    (7)Я боялся гусей, ещё больше я боялся петухов, в особенности после того, как один из них сел мне на голову и чуть не клюнул, как царя Додона. (8)Правда, недавно я переплыл речку, но храбро ли я её переплыл? (9)Нет. (10)Так боялся утонуть, что потом целый день еле ворочал языком. (11)Значит, это была храбрость от трусости?

    (12)Странно, но я, по-видимому, был способен на храбрость. (13)Прочитав, например, о Муции Сцеволе, положившем руку на пылающий жертвенник, чтобы показать своё презрение к пыткам и смерти, я сунул в кипяток палец и продержал почти десять секунд. (14)Но я всё-таки испугался, потому что палец стал похож на рыбий пузырь.

    (15)Словом, похоже было, что я всё-таки трус. (16)А «от трусости до подлости один шаг», как сказала мама. (17)Когда я не спрыгнул с крышки мусорного ящика, она посоветовала мне сознаться, что я струсил, потому что человек, который способен сознаться, ещё может впоследствии стать храбрецом.

    (18)Потом я прочёл «Севастопольские рассказы» Толстого и решил, что он написал их только потому, что ему хотелось доказать себе и отчасти другим, что он не трус. (19)Иначе он не стал бы утверждать, что на войне боятся почти все, и в том числе храбрые люди. (20)Опасность или даже только мысль об опасности делала человека трусом, но та же мысль могла сделать его храбрецом. (21)Значит, трусость зависит от того, как к ней относиться? (22)Я запутался, размышляя о том, трус я или нет, хотя меня немного успокаивала мысль, что запутался, в сущности, и Толстой. (23)Так или иначе, к трусам относились с презрением. (24)Я тоже относился к ним с презрением, и брат сказал, что это очень важно.

    – (25)Следовательно, – сказал он, – в тебе всё-таки есть зачатки храбрости, которые надо развить, пока не поздно.

    (26)Прошло несколько лет, и я понял, что, кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни.

    (27)Это было в третьем классе. (28)Алька Гирв нагрубил нашему учителю, и тот велел ему стоять всю большую перемену у стенки в коридоре, а нам – не разговаривать с ним и даже не подходить. (29)Алька стоял, как у позорного столба, и презрительно улыбался. (30)Он окликнул ребят из класса, но те прошли, разговаривая, – притворились, подлецы, что не слышат. (31)Мне стало жалко, и я вдруг подошёл к нему, заговорив с ним как ни в чём не бывало.

    (32)Учитель покосился на меня своими маленькими глазками, но ничего не сказал, а после вызвал мою мать в гимназию.

    (33)Мать пробыла там долго, часа полтора. (34)Должно быть, учитель выложил ей все мои прегрешения. (35)Их было у меня немало.

    (36)Мама пришла расстроенная, но чем-то довольная, как мне показалось.

    – (37)Я сказала вашему учителю, что горжусь тем, что ты подошёл к Гирву, – сказала она. – (38)Подрывать чувство товарищества – это ещё что за метод!

    (39)Она стала длинно объяснять, как, по её мнению, должен был в данном случае поступить учитель. (40)Я не слушал её. (41)Неужели это правда? (42)Я не трус?

    (43)Долго я старался доказать себе, что я не трус. (44)А оказалось, что для этого нужно было только поступить так, чтобы потом не было стыдно.

    (По В.А. Каверину*)  
18.03.2024 14:50:19
Автор: Анна

Как у человека меняется представление о храбрости со временем? Ответ на этот вопрос можно найти в предложенном для анализа тексте В. А. Каверина.

Рассуждая о том, как меняется понимание храбрости с возрастом, писатель обращается к истории из детства. Вначале автор вспоминает, когда он был маленьким, как ему было страшно прыгать с мусорного ящика, как он боялся гусей и петухов. Герой стыдится своей нерешительности, чтобы доказать себе и окружающим, что он не трус, рассказчик держит палец в кипятке. Читателю становится понятно: ребенок думал, что проявлять храбрость — значит совершать рискованные поступки.

Далее автор рассказывает о случае в гимназии. Алька Гирв, один из одноклассников главного героя, нагрубил преподавателю. Его наказали, и велели никому с ним не разговаривать. Все ребята отвернулись от провинившегося, и только рассказчик смог подойти и поговорить с товарищем как ни в чём не бывало. После чего маму мальчика вызвали на разговор с учителем, но несмотря на это она сказала сыну, что гордится им, его поступок был правильным.  Благодаря ей герой понял: он не трус. В этом фрагменте раскрывается мысль о том, что с возрастом, получив определенный жизненный опыт, человек понимает: поступающий по совести по-настоящему смелый.

Примеры противопоставлены друг другу и показывают, как меняется восприятие храбрости у людей с течением времени: вначале это лишь авантюризм, а в дальнейшем понимание – нужно быть морально сильным и не вступать в сделки с совестью. Данная смысловая связь позволяет автору с разных сторон охарактеризовать это человеческое качество и сделать вывод, что же на самом деле важнее.

Мнение писателя выражено напрямую и прослеживается в мыслях рассказчика. В. А. Каверин стремится показать читателю, что спустя годы приходит осознание того, что «кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни», нужно «только поступить так, чтобы потом не было стыдно».

Я разделяю мнение писателя. Мне кажется, что именно с возрастом к человеку приходит понимание: храбрый человек это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто достойно отстаивает свои взгляды и справляется с трудностями. Вспоминается рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов смог противостоять обществу и поступить согласно своим убеждениям даже в ситуациях, когда его жизнь находилась в опасности. Главный герой защищал Родину, достойно вел себя в плену, не подавался на провокации немцев, освободившись, усыновил сироту Ванечку.

В заключение хочется подчеркнуть, что в современном мире очень важно ценить нравственно храбрых людей. Они достойны уважения, потому что они не изменяют своим принципам при любых обстоятельствах.
Количество слов - 400

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Анна!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 – Комментарий: + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

Рекомендация: старайтесь при выявлении связи "противопоставление" в разделе "анализ связи" использовать антонимы, чтобы связь "противопоставление" была очевидной.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 2 балла.

Замечание:

Вначале автор вспоминает, когда он был маленьким, как ему было страшно прыгать с мусорного ящика, как он боялся гусей и петухов. Герой стыдится своей нерешительности, чтобы доказать себе и окружающим, что он не трус, рассказчик держит палец в кипятке.
Наблюдается отождествление автора художественного текста и рассказчика, от лица которого ведется повествование. В художественном тексте нельзя отождествлять эти позиции. В данном сочинении на балл это не повлияло, но в другом тексте рассказчик может совершить безнравственный поступок, например, украсть хлеб у голодных солдат. И если в этом случае вы отождествите рассказчика и автора, то будет снижен балл за фактическую точность. Кроме того, текст может быть написан и от лица женщины, тогда как автором является мужчина. Будьте очень внимательны: "я" в художественном тексте не равно личности автора.

K6 – Богатство  речи: + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 1 балл.

Ошибки:

Его наказали, и велели никому с ним не разговаривать.
Запятая в сложносочиненном предложении не ставится, если части сложносочиненного предложения представляют собой неопределенно-личные предложения с одинаковой формой сказуемого.
Мне кажется, что именно с возрастом к человеку приходит понимание: храбрый человек это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто достойно отстаивает свои взгляды и справляется с трудностями.
Перед сказуемым, присоединяемым к подлежащему словом это, ставится тире.
После чего маму мальчика вызвали на разговор с учителем, но несмотря на это она сказала сыну, что гордится им, его поступок был правильным.
Оборот с "несмотря на" обособляется.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Ошибки:

Вначале автор вспоминает, когда он был маленьким, как ему было страшно прыгать с мусорного ящика, как он боялся гусей и петухов.
Грамматический недочет: нарушен порядок соподчинения придаточных предложений. Придаточное времени логичнее было бы поставить после изъяснительных, присоединяемых к главной части.
Герой стыдится своей нерешительности, чтобы доказать себе и окружающим, что он не трус, рассказчик держит палец в кипятке.
Такой же грамматический недочет: придаточное цели расположено сразу после главной части, но логически с ней не связано, что создает трудности при восприятии смысла высказывания. Правильнее было бы разбить это предложение на два, поставив точку после слова "нерешительности".
После чего маму мальчика вызвали на разговор с учителем, но несмотря на это она сказала сыну, что гордится им, его поступок был правильным.
Грамматическая ошибка: первая часть предложения является придаточной при отсутствии главной части. Вместо подчинительного союза после чего следовало в качестве связки употребить указательное местоимение с предлогом: после этого, тогда первая часть предложения стала бы главной.
нужно быть морально сильным и не вступать в сделки с совестью.
Нарушение формы слова в составе устойчивого выражения. Правильно: вступать в сделку с совестью.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Алька Гирв, один из одноклассников главного героя, нагрубил преподавателю. Его наказали, и велели никому с ним не разговаривать.
Личное местоимение может быть ошибочно отнесено к слову "преподаватель". Следует избегать подобной путаницы.
как меняется восприятие храбрости у людей с течением времени: вначале это лишь авантюризм, а в дальнейшем понимание – нужно быть морально сильным и не вступать в сделки с совестью.
Указательное местоимение это относится к слову храбрость, логика фразы такова: храбрость -- это авантюризм. А вот слово понимание со словом храбрость уже не соотносятся: храбрость -- это понимание -- нелогично. Речевая ошибка заключается в отсутствии нужного по смыслу слова, например, слова приходит: ...а в дальнейшем приходит понимание...
Данная смысловая связь позволяет автору с разных сторон охарактеризовать это человеческое качество и сделать вывод, что же на самом деле важнее.
Указательное местоимение это непонятно, на что указывает: на моральную силу, на стремление вступить в сделку с совестью или на что-то еще. Понятие "храбрость" слишком далеко находится от этого местоимения и не ассоциируется с ним.
Слово важнее требует пояснения: важнее для чего, для кого. Речевая недостаточность.
Главный герой защищал Родину, достойно вел себя в плену, не подавался на провокации немцев, освободившись, усыновил сироту Ванечку.
Является ли усыновление сироты признаком храбрости? Ответ неоднозначный. Кроме того, Шолохов называет героя Ваней или Ванюшкой, но ни разу -- Ванечкой. Будьте аккуратны в фактологическом материале, высок риск фактической ошибки.
Они достойны уважения, потому что они не изменяют своим принципам при любых обстоятельствах.
Местоимение можно опустить во избежание повтора.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

Анна, у вас получилось глубокое, довольно грамотное сочинение. Видна ваша работа по подготовке к экзамену. Уверена, вы сможете исправить все недочеты и покажете на ЕГЭ блестящий результат! Желаю вам удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 1
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 17

Возврат к списку