Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить научное открытие?

  • Текст: (1)Писавшие о Генрихе Шлимане порой отме
    (1)Писавшие о Генрихе Шлимане порой отмечали его «патологическую лживость». (2)Под этим беспощадным словосочетанием понимались определённые расхождения между тем, что Шлиман рассказывал о себе, и «объективной реальностью». (3)В этой реальности Шлиман никогда, например, не был на приёме у североамериканского президента и не видел пожара в Сан-Франциско, хотя охотно об этом упоминал. (4)Он никогда не был директором Государственного банка в Петербурге, хотя при случае не останавливался перед тем, чтобы указать эту должность в своей подписи. (5)Но «объективная реальность» и не была для Шлимана истинной мерой.

    (6)Гораздо более важной являлась для него категория реальности субъективной, с которой его слова не расходились. (7)Именно эта, субъективная, реальность заставила его убеждать случайную парижскую собеседницу в том, что он родился в Москве. (8)Удивляясь собственной горячности в отстаивании этого тезиса, Шлиман записал в дневнике, что за время беседы он «до того с этим свыкся, что и сам наконец стал думать о себе как о москвиче».

    (9)В другой раз Шлиман описывает, как во время его поездки в Рим (1858 год) случайно встретившийся ему у собора Св. Петра человек в течение трёх часов правит текст, написанный Шлиманом по-итальянски. (10)Невероятной история могла бы выглядеть уже хотя бы потому, что этим человеком оказывается выдающийся итальянский филолог кардинал Анджело Маи. (11)Не добавляет ей достоверности и то, что Маи умер за четыре года до исторической встречи со Шлиманом. (12)Но самым невероятным в этой истории кажется то, что записана она Шлиманом в дневнике. (13)Я думаю, после этого ни у кого не повернётся язык назвать Шлимана лжецом, как, кстати говоря, ни один ответственный человек не назовёт лжецом его соотечественника Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена.

    (14)Меня самого в истории Шлимана удивляют не фантазии. (15)Гораздо более фантастическим мне кажется то, что можно назвать реальностью его жизни.

    (16)Иоганн Людвиг Генрих Юлиус Шлиман (1822–1890), пятый сын в семье мекленбургского пастора, двадцати лет от роду покидает родные края и решает эмигрировать в Венесуэлу. (17)Корабль терпит крушение у берегов Голландии, и Шлиман оказывается в Амстердаме, где устраивается конторским служащим. (18)Там он изучает голландский, испанский, итальянский и португальский, совершенствуя английский и французский. (19)Мало-помалу Шлиман вырабатывает собственную систему изучения языков, которой затем следует всю жизнь. (20)В один прекрасный день приходит черед русского. (21)Его Шлиман изучает по добытой им грамматике, причём в качестве текста для чтения использует, судя по всему,

    «Тилемахиду» В.К. Тредиаковского. (22)Затем Шлиман приезжает в Петербург и уже через год открывает там собственный торговый дом. (23)В ходе Крымской войны он поставляет в русскую армию свинец, серу и селитру. (24)Живя в России, изучает польский, словенский, датский, шведский, ново- и древнегреческий, латынь, арабский, персидский, хинди и санскрит. (25)За 20 проведённых в Петербурге лет Шлиман становится миллионером. (26)Он оставляет предпринимательскую деятельность и уезжает из России.

    (27)Его манит Троя. (28)В отличие от большинства «цеховых» учёных, он верит в то, что её можно найти по описаниям Гомера. (29)И он её находит. (30)В последнее двадцатилетие своей бурной жизни Шлиман успевает изучить турецкий и древнееврейский.
    (31)Чему нас учит жизнь Генриха Шлимана?
    (32)Профессиональное научное сообщество — смирению. (33)Оно смеялось над преуспевающим предпринимателем, считая его внекоммерческие увлечения чудачеством. (34)Этот enfant terrible1 мировой науки всё в своей жизни делал не так. (35)Он неправильно изучал языки и наивно полагал, что эпос отражает пресловутую «реальность». (36)Ему было дано по его вере. (37)Языки он выучил так, что на большинстве из них мог говорить вполне свободно, и — что важнее всего — он всё-таки раскопал Трою.
    (38)Нашему состоятельному классу Шлиман продемонстрировал, что, даже приближаясь к пятидесяти годам, не поздно заняться настоящим делом. (39)И наконец, всем нам Шлиман доказал главное: для человека нет ничего невозможного.

    (По Е.Г. Водолазкину*)

    * Евгений Ге́рманович Водолазкин (род. 1964) — русский писатель и литературовед, доктор филологических наук.
30.03.2024 16:19:44
Автор: Г Бакирова


Ирина З. Ученица 11 класса.
Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить научное открытие? Над этой проблемой размышляет  Е. Г. Водолазкин в предложенном для анализа тексте.
Вовлекая читателя в совместные размышления о проблеме, Е. Г. Водолазкин рассказывает о жизни Генриха Шлимана. В двадцать лет из-за кораблекрушения он попадает в Амстердам. Там Шлиман много работает, изучает различные языки. Впоследствии он вырабатывает собственную систему их изучения. Далее Генрих переезжает в Петербург, где открывает торговый дом. Через двадцать лет он покидает Россию, потому что «его манит Троя». Шлиман твердо верил в существование древнего города. Благодаря своему упорству он его находит. Из этого примера становится понятно, что целеустремленность помогла Гериху Шлиману многого добиться и совершить великое открытие.
Далее Е. Г. Водолазкин пишет о том, что Шлимана часто обвиняли во лжи. Профессиональное научное сообщество считало его чудаком, а его увлечения – чудачеством. Ученые критиковали Шлимана за его «неправильное» изучение языков и веру в существование древнего города. Однако Генрих свободно говорил на многих языках, все-таки раскопал Трою. Этот пример показывает: Шлиман не слушал окружающих, уверенно шёл к своей цели.
Примеры в равной степени важны, так как они дополняют друг друга. В первом примере показано, что Генриху Шлиману на протяжении всей жизни было присуще упорство. Во втором примере показана его стойкость: осуждение  и презрение общества не сломили его. Всё это помогло ему в конечном итоге отыскать Трою.
Позиция автора ясна: чтобы совершить научное открытие надо быть уверенным и целеустремленным человеком, также не стоит обращать внимание на критику, насмешки других людей.
Я полностью согласна с позицией автора. Для человека нет ничего невозможного. Однако успеха в научной сфере достигают сильные духом люди, которые умеют добиваться поставленных целей. Я вспоминаю Михаила Васильевича Ломоносова. Он, несмотря на все трудности, совершил настоящий прорыв в науке. Михаил Васильевич был обычным деревенским юношей, но это не помешало ему окончить университет и стать ученым. Он многого добился благодаря упорному труду, внутренней уверенности.
В заключение хочется выразить надежду на то, что в наше время люди верят в свои силы, не боятся экспериментировать и открывать что-то новое.
Количество слов - 328

Рецензент: Елена Дудина

Здравствуйте, Ирина!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2024 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 3 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

В изложении 1 примера присутствуют лишние детали, не связанные с иллюстрацией поставленной проблемы:

Вовлекая читателя в совместные размышления о проблеме, Е. Г. Водолазкин рассказывает о жизни Генриха Шлимана. В двадцать лет из-за кораблекрушения он попадает в Амстердам. Там Шлиман много работает, изучает различные языки. Впоследствии он вырабатывает собственную систему их изучения. Далее Генрих переезжает в Петербург, где открывает торговый дом. Через двадцать лет он покидает Россию, потому что «его манит Троя». Шлиман твердо верил в существование древнего города. Благодаря своему упорству он его находит. Из этого примера становится понятно, что целеустремленность помогла Гериху Шлиману многого добиться и совершить великое открытие.
Непонятно, как фрагменты, выделенные красным цветом, связаны с проблемой совершения научных открытий. Это логическая ошибка (К5)

Пример 2 указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл.

Ошибки: см. критерий К2

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Ошибки: нет

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла.

Ошибки: нет

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла.

Ошибки:

Позиция автора ясна: чтобы совершить научное открытие ЗПТ надо быть уверенным и целеустремленным человеком, также не стоит обращать внимание на критику, насмешки других людей.
Пропущена запятая после придаточной части.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла.

Ошибки: недочет

Через двадцать лет он покидает Россию, потому что «его манит Троя». Шлиман твердо верил в существование древнего города.
Несовпадение видо-временных форм. Старайтесь, говоря о персонажах текста, использовать только формы прош.вр. : покинул, работал, изучал.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Ошибки:

Над этой проблемой размышляет Е. Г. Водолазкин в предложенном для анализа тексте.
Вовлекая читателя в совместные размышления о проблеме, Е. Г. Водолазкин рассказывает
Повтор.
Благодаря своему упорству он его находит.
Некорректное употребление местоимений.
В заключение хочется выразить надежду на то, что в наше время люди верят в свои силы, не боятся экспериментировать и открывать что-то новое.
Надежду выражают обычно в связи с будущим: выражаю надежду, что люди смогут поверить...

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 1 балл

Ирина, у вас получилось хорошее сочинение! Желаю успеха на экзамене!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 18

Возврат к списку