Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема проявления трусости

  • Текст: Г. Бакланов. Южнее главного удара

    (1)За год службы в батарее Долговушин переменил множество должностей, нигде не проявив способностей. (2)Безропотный, молчаливо-старательный, всё бы хорошо, только уж больно бестолков оказался. (3)Когда выпадало опасное задание, о нём говорили: «Этот не справится». (4)А раз не справится, зачем посылать? (5)И посылали другого. (6)Так Долговушин откочевал в повозочные. (7)Он не просил, его перевели. (8)Может быть, теперь, к концу войны, за неспособностью воевал бы он уже где-нибудь на складе ПФС, но в повозочных суждено было ему попасть под начало старшины Пономарёва. (9)Этот не верил в бестолковость и сразу объяснил свои установки:

    − В армии так: не знаешь − научат, не хочешь − заставят.(10)− И ещё сказал: (11) − Отсюда тебе путь один: в пехоту. (12)Так и запомни.

    (13)− Что ж пехота? (14)И в пехоте люди живут, − уныло отвечал Долговушин, больше всего на свете боявшийся снова попасть в пехоту.

    (15)С тем старшина и начал его воспитывать. (16)Долговушину не стало житья. (17)Вот и сейчас он тащился на наблюдательный пункт, под самый обстрел, всё ради того же воспитания.

    (18)Два километра − не велик путь, но к фронту, да ещё под обстрелом... (19)Опасливо косясь на дальние разрывы, он старался не отстать от старшины.

    (20)Чем дальше в тыл, тем несуетливей, уверенней делался Долговушин. (21)До кукурузы оставалось метров пятьдесят, когда на гребень окопа вспрыгнул человек в каске. (22)Расставив короткие ноги, чётко видный на фоне неба, он поднял над головой винтовку, потряс ею и что-то крикнул.

    (23)− Немцы! − обмер Долговушин.

    (24)− Я те дам «немцы»! − прикрикнул старшина и погрозил пальцем.

    (25)Он всю дорогу не столько за противником наблюдал, сколько за Долговушиным, которого твёрдо решил перевоспитать. (26)И когда тот закричал «немцы», старшина, относившийся к нему подозрительно, не только усмотрел в этом трусость, но ещё и неверие в порядок и разумность, существующие в армии. (27)Однако Долговушин, обычно робевший начальства, на этот раз, не обращая внимания, кинулся бежать назад и влево.

    (28)− Я те побегу! − кричал ему вслед Пономарёв и пытался расстегнуть кобуру нагана.

    (29)Долговушин упал, быстро-быстро загребая руками, мелькая подошвами сапог, пополз с термосом на спине. (30)Пули уже вскидывали снег около него.

    (31)Ничего не понимая, старшина смотрел на эти вскипавшие снежные фонтанчики. (32)Внезапно за Долговушиным, в открывшейся под скатом низине, он увидел санный обоз. (33)На ровном, как замёрзшая река, снежном поле около саней стояли лошади. (34)Другие лошади валялись тут же. (35)От саней веером расходились следы ног и глубокие борозды, оставленные ползшими людьми. (36)Они обрывались внезапно, и в конце каждой из них, где догнала его пуля, лежал ездовой. (37)Только один, уйдя уже далеко, продолжал ползти с кнутом в руке, а по нему сверху безостановочно бил пулемет.

    (38)«Немцы в тылу!» − понял Пономарёв. (39)Теперь, если надавят с фронта и пехота начнет отходить, отсюда, из тыла, из укрытия, немцы встретят её пулемётным огнём. (40)На ровном месте это − уничтожение.

    (41)− Правей, правей ползи! − закричал он Долговушину. (42)Но тут старшину толкнуло в плечо, он упал и уже нe видел, что произошло с повозочным. (43)Только каблуки Долговушина мелькали впереди, удаляясь. (44)Пономарёв тяжело полз за ним следом и, подымая голову от снега, кричал: − Правей бери, правей! (45)Там скат!

    (46)Каблуки вильнули влево. (47)«Услышал!» − радостно подумал Пономарёв. (48)Ему наконец удалось вытащить наган. (49)Он обернулся и, целясь, давая Долговушину уйти, выпустил в немцев все семь патронов. (50)Но в раненой руке нe было упора. (51)Потом он опять пополз. (52)Метров шесть ему осталось до кукурузы, не больше, и он уже подумал про себя: «Теперь − жив». (53)Тут кто-то палкой ударил его по голове, по кости. (54)Пономарёв дрогнул, ткнулся лицом в снег, и свет померк.

    (56)А Долговушин тем временем благополучно спустился под скат. (57)Здесь пули шли поверху. (58)Долговушин отдышался, вынул из-за отворота ушанки «бычок» и, согнувшись, искурил его. (59)Он глотал дым, давясь и обжигаясь, и озирался по сторонам. (60)Наверху уже не стреляли. (61)Там всё было кончено. (62)«Правей ползи», − вспомнил Долговушин и усмехнулся с превосходством живого над мёртвым.

    (63)− Вот те и вышло правей...

    (64)Где ползком, где сгибаясь и перебежками, выбрался он из-под огня, и тот, кто считал, что Долговушин «богом ушибленный», поразился бы сейчас, как толково, применяясь к местности, действует он.

    (65)Вечером Долговушин пришёл на огневые позиции. (66)Он рассказал, как они отстреливались, как старшину убило на его глазах и он пытался тащить, его мёртвого. (67)Он показал пустой диск автомата. (68)Сидя на земле рядом с кухней, он жадно ел, а повар ложкой вылавливал из черпака мясо и подкладывал ему в котелок. (69)И все сочувственно смотрели на Долговушина.

    (70)«Вот как нельзя с первого взгляда составлять мнение о людях, − подумал Назаров, которому Долговушин не понравился. (71)− Я его считал человеком себе на уме, а он вот какой, оказывается. (72)Просто я ещё не умею разбираться в людях...»

    (73)И поскольку в этот день ранило каптёра[1], Назаров, чувствуя себя виноватым перед Долговушиным, позвонил командиру батареи, и Долговушин занял тихую, хлебную должность каптёра.

    (По Г. Бакланову*)


    [1] Каптёр (каптенармус) – должностное лицо в воинской части (в Советской Армии до 1959 г.), ведающее хранением и выдачей снаряжения, имущества, продовольствия.



19.02.2020 16:18:18
Автор: Дарья

Трусость – это душевная слабость человека, которая выражается  в неспособности преодолеть собственные страхи . Григорий Яковлевич Бакланов поднимает в тексте  проблему проявления трусости .

Размышляя над поставленной проблемой ,автор рассказывает о военной службе главного  героя. На опасные задания его не  отправляли , так как считали бестолковым, безропотным человеком . Только Пономарев не поверил в  несостоятельность Долговушина и решил его воспитывать .Для этого они отправились в наблюдательный пункт,под самый обстрел.Главный герой же ,увидев вблизи немцев , не смог совладать со страхом и бросился бежать ,оставив своего старшину на верную смерть . Автор нам показывает , что трусливый человек не способен на героические поступки ,так как он думает только  о себе .

В дополнение к сказанному хочется обратить внимание на эпизод ,когда Долговушин возвращается  на огневые позиции . Герой , боясь признаться о своем низком поступке , начинает лгать ,рассказывая о своих несуществующих подвигах.  Это доказывает ,что из-за трусости человек будет совершать множество подлостей,  лишь бы уберечь себя от неприятностей .

Таким образом ,автор подводит нас к мысли ,что трусость -это страшный порок для человека ,которому нет оправданий .

Я согласна с автором и считаю,что из-за трусости человек   совершает поступки ,противоречащие моральным устоям . Вспомним Великую Отечественную войну. Многие ,попадая в плен к врагу  , делали все для спасения своей жизни ,вплоть до убийства своих товарищей .  На мой взгляд ,такие трусливые  люди предавали не только свою родину,но и себя .

Итак ,хочется сказать ,что трусливым людям никогда нельзя доверять . Они в трудный период жизни предадут тебя ,бросят , думая прежде всего о себе .
Количество слов - 230

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Дарья!

У вас получилось хорошее, логичное сочинение.

Однако советую в следующий раз поискать в тексте противопоставление, потому что оно чаще всего используется автором для более яркого и точного описания характеров и событий. Обнаружив такое противопоставление, вы сможете выстроить глубокий комментарий, быстрее найдете главную проблему, поставленную автором. Например, в этом тексте противопоставлены образ Долговушина и образ Пономарева. Неслучайно Пономарев введен в повествование! Без сомнения, Долговушин в центре внимания автора, но трусость и подлость этого героя особенно ярко видны на фоне героизма и смелости Пономарева.

Также рекомендую вам в следующем сочинении оформлять чужую речь в кавычки. Если вы используете цитаты, нужно показывать это графически.

Обратите внимание на смысл некоторых ваших высказываний. Они представляются спорными, бездоказательными, чересчур категоричными. Например, это:
Многие ,попадая в плен к врагу  , делали все для спасения своей жизни ,вплоть до убийства своих товарищей .
Получается, что многие люди убивали товарищей. Это не так! По крайней мере, вы не сможете доказать данное утверждение, а его смысл довольно обидный, порочащий людей, оказавшихся в плену. Выражайтесь более мягко: иногда..., некоторые..., случалось, что.... Это будет выглядеть более убедительно и менее резко.

Повтор слова свой. В большинстве случаев это слово вообще является лишним в предложении.

Возникает некая двусмысленность при восприятии этого предложения:
Таким образом ,автор подводит нас к мысли ,что трусость -это страшный порок для человека ,которому нет оправданий .

Придаточную часть можно отнести и к человеку, и к пороку, хотя вы ее относите именно к пороку. Старайтесь избегать таких конструкций, перестраивая предложение. Я бы убрала слово "для человека", тем более, в этом сочетании - "порок для человека" - допущена грамматическая ошибка (нарушение управления).

Больше замечаний нет.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 23

Возврат к списку