Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема совести

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

27.04.2020 22:07:17
Автор: Екатерина Бублик

В.Ф. Тендряков – один из удивительных мастеров художественного слова. Его произведения заставляют нас задуматься о духовно-нравственных проблемах. В рассказе «Люди и нелюди» он пишет о честности и о чувстве стыда. Что значит испытывать чувство совести? Об этом и размышляет автор.

Этот вопрос Тендряков раскрывает на примере ситуации в полку во время военных действий. Рассказчик за свою жизнь часто поступал неправильно, нечестно – «врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля», но его никогда не мучила совесть, ведь он находил оправдание своим поступкам. Однако в этот раз, украв буханку хлеба, он ощутил стыд за содеянное. Ему захотелось повернуть время вспять, дабы не предстать перед голодными, уставшими солдатами вором и обманщиком. Он понимал, что не только он нуждался в пище, а все, поэтому даже себе он не мог доказать, что его поступок был правильным. «Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой» - говорит герой. Чувство стыда сопровождалось виной, которую он старался впоследствии заглушить, совершая небольшие, но героические поступки (пр. 52-53) Он делал их не для того, чтобы выделиться, а для того, чтобы искупить свой позор в первую очередь перед самим собой.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что чувство совести крепко связано с анализом своих действий, сама совесть – это внутренний голос, который подсказывает, правильно ты поступил или нет. Она же помогает человеку исправиться, стать лучше.

Я согласна с автором, так как чувство стыда за поступки, ответственность, вина регулируют поведение человека. Именно моральные ценности, заложенные в нас, наше воспитание, наш внутренний духовный мир формируют голос совести, который впоследствии помогает делать ежедневный выбор в сторону добра или зла, решить списать, украсть, соврать или нет.

Таким образом, чувство совести играет важную роль в жизни человека, именно оно делает нас лучше.
Количество слов - 302

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Екатерина!

Вы неплохо выстроили рассуждение в рамках заданной проблемы. Примеры, которые вы приводите, сопровождаются пояснениями, авторская мысль сформулирована четко, логических ошибок в тексте нет.
Однако вы не обозначили взаимосвязь между приведенными примерами, а собственную точку зрения не аргументировали, не подтвердили иллюстрацией, сформулировав лишь тезис. Эти недостатки лишают вас нескольких баллов за содержательную часть работы.

К другим ошибкам:

Нарушение фактической точности - ошибка в названии рассказа:
В рассказе «Люди и нелюди» он пишет о честности и о чувстве стыда.
Правильно: "Люди или нелюди".
Что значит испытывать чувство совести? Об этом и размышляет автор.
Совесть, безусловно, является чувством, однако эти слова плохо сочетаются друг с другом. Уместнее говорить об угрызениях совести, о муках совести.
«Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой ЗПТ» - говорит герой.
Неверное пунктуационное оформление прямой речи.
Именно моральные ценности, заложенные в нас, наше воспитание, наш внутренний духовный мир формируют голос совести, который впоследствии помогает делать ежедневный выбор в сторону добра или зла, решить списать, украсть, соврать или нет.
Выделенная красным цветом часть предложения не согласована с предыдущими фразами. Делать и решить - нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Екатерина, чтобы не потерять баллы на экзамене, не забудьте четко обозначить связь между примерами в комментарии, собственую точку зрения подкрепить примером. И тогда сможете претендовать на достойные баллы! Удачи!
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 2
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 20

Возврат к списку