Запомни!
Должны ли родители воплощать в детях свои нереализованные возможности и несбывшиеся мечты?
-
Текст: (1)Жара. (2)Синева. (3)Мушиная музыка и(1)Жара. (2)Синева. (3)Мушиная музыка и мука. (4)Рояль у самого окна, жасмин. (5)Пот льёт, пальцы красные – играю всем телом, всей своей немалой силой, всем весом, всем нажимом и, главное, всем своим отвращением к игре. (6)Смотрю на кисть, которую в детстве матери нужно было держать на одной линии (напряжения!) с локтем и первым пальцевым суставом и так неподвижно, чтобы не расплескать поставленной на неё (оцените коварство!) чашки с кипящим кофе или не скатить серебряного рубля. (7)Все на воле: Андрюша с папой пошли купаться, мама с Асей – «на пеньки», Валерия – в Тарусу на почту, только кухарка одна стучит котлетным ножом – и я – по клавишам. (8)Или осень: Андрюша строгает палку, Ася, высунув язык, рисует дóма, мама читает, Валерия пишет письмо Вере Муромцевой, я одна – «играю». (9)Зачем?
— (10)Нет, ты не любишь музыку! — сердилась мать (именно сердцем – сердилась!) в ответ на мой бесстыдно-откровенный блаженный, после двухчасового сидения, прыжок с табурета. — (11)Нет, ты музыку — не любишь!
(12)Нет – любила. (13)Музыку – любила. (14)Я только не любила – свою. (15)Для ребёнка будущего нет, есть только сейчас (которое для него – всегда). (16)А сейчас были гаммы, и этюды, и ничтожные пьески.
(17)И моя будущая виртуозность была для меня совершенно призрачной. (18)Хорошо было ей, которая на рояле могла всё, ей, на клавиатуру сходившей, как лебедь на воду, ей, на моей памяти памяти в три урока научившейся на гитаре и игравшей на ней концертные вещи, ей, с нотного листа читавшей, как я с книжного, хорошо ей было «любить музыку». (19)В ней две музыкальные крови, отцовская и материнская, слились в одну, эти две-то её всю и дали! (20)И она не учитывала, что собственной, певучей, лирической, одностихийной, она сама же противопоставила во мне браком – другую, филологическую и явно-континентальную, с её кровью – неслиянную – и неслившуюся.
(21)Мать залила нас музыкой. (22)Из этой Музыки, обернувшейся Лирикой, мы уже никогда не выплыли – на свет дня! (23)Мать затопила нас, как наводнение. (24)Её дети с рождения были обречены. (25)Мать залила нас всей горечью своего несбывшегося призвания, своей несбывшейся жизни. (26)Всё лучшее, что можно было слышать, я слышала с рождения. (27)Каково же было после невыносимого волшебства ежевечерних ручьёв слышать своё честное, унылое, из кожи вон лезущее, под собственный счёт и щёлк метронома «игранье»? (28)И как я могла не чувствовать к нему отвращенья? (29)Рождённый музыкант бы переборол. (30)Но я не родилась музыкантом. (31)Помню, кстати, что одна из её самых любимых русских книг была «Слепой музыкант», которым она меня постоянно попрекала, как и трёхлетним Моцартом, и четырёхлетней собой, а позже – Мусей Потаповой, которая меня обскакивала, и кем ещё не, и кем только не!..
(32)Андрюша на рояле не учился. (33)Бедный Андрюша, на которого не хватило – ушей? свободной клавиатуры? получаса времени? просто здравого смысла? чего? – всего и больше всего – слуха. (34)Но вышло как по-писаному: ни из Валеринных горловых полосканий, ни из моего душевного туше, ни из Асиных «тили-тили» – ничего не вышло, из всех наших дарований, мучений, учений – ничего. (35)Вышло из Андрюши, отродясь не взятого на наш горделивый музыкальный корабль, попавшего в нашем доме в некое междумузыкальное пространство. (36)Но по-особому вышло, и двойной запрет сбылся: ни петь, ни играть на рояле он не стал, но, из Андрюши став Андреем, сам, самоучкой, саморучно и самоушно, научился играть сначала на гармонике, потом на балалайке, потом на мандолине, потом на гитаре, подбирая по слуху – всё, и не только сам научился, ещё и Асю научил на балалайке, и с бóльшим успехом, чем мать на рояле: играла громко и верно.
(По М.И. Цветаевой*)
* Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) – русский поэт Серебряного века, переводчица, автор биографических эссе и критических статей
Марина Ивановна рассказывает, как былая цель родителя влияет на детей. Мать затопила их, как наводнение. Её дети с рождения были обречены. Мать залила их всей горечью несбывшегося призвания, своей несбывшейся жизни. А неудачами дочери мама была очень недовольна: “Нет, ты не любишь музыку!” – сердилась мать.
Марина Цветаева далее раскрывает почему именно героиня возненавидела игру на клавишах. Может она любила музыку, только не свою. Её виртуозность была для неё совершенно призрачной. И мать главной героини не учитывала, что собственной, певучей, лирической, одностихийной, она противопоставила в дочери браком – другую филологическую явно континентальную, с её кровью – неслиянную – и неслившуюся. И каково же было после невыносимого волшебства ежевечерних ручьёв слышать своё честное, унылое, из кожи вон лезущее, под собственный счёт и щёлк метронома “игранье”? И как она могла не чувствовать к нему отвращения?
Между этими фрагментами причинно-следственная связь. Мать героини вылила все горе, всю злость за нереализованную возможность на своих детей и как следствие её дочь возненавидела это дело и не оправдала ожиданий.
Я согласна с позицией автора, детям необходимо давать свободу в выборе увлечений. Нельзя заставить ребенка сделать невозможное, достичь успехов в чём-то, к чему у него нет призвания. Лучше человек будет заниматься желаемым делом. И у него оно получится намного лучше чем то, что он не любит. Приведу пример из жизни.
Мою подругу заставляла мать всё детство ходить на фортепиано, потому что когда-то им занималась её мать, но в свое время маме пришлось оставить это дело по независящим от нее причинам. У подруги плохо получалось играть, у нее не было ни слуха, ни желания этим заниматься. Она любила спорт и мечтала пойти на бокс. Родители же утверждали, что не девчачье это дело. Мать говорила, что она поступит в консерваторию и это не обсуждается. Когда подруга достигла подросткового возраста она уже не могла ходить на фортепиано и только его упоминание вызывало отвращение. В возрасте тринадцати лет она просто отказалась идти в музыкальную школу. Через слезы и истерику ей удалось убедить отца отдать подругу на бокс. Мама этим была крайне недовольна и вовсе стала игнорировать свою же дочь, ведь она не оправдала ожиданий о музыкальной карьере, как мечтала мать. Спустя года подруга достигла больших успехов на боксе, выиграла множество соревнований, она была счастлива как никогда. Её мама поняла, как ошибалась, когда пыталась заставить своего ребёнка заниматься тем, к чему у него нет призвания.
Родители не должны воплощать свои нереализованные мечты в своих детях. Ребёнку требуется свобода в самовыражении. Несбывшуюся мечту надо забыть, как бы это ни было трудно, иначе дети останутся несчастными, как и их родители, чья нереализованная возможность останется в прошлом.
Здравствуйте, Дарья!
В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2026 ваша работа оценивается следующим образом.
К1 - Отражение позиции автора по указанной проблеме: + 1 балл
Позиция автора сформулирована верно (в выводе).
K2 - Комментарий к позиции автора: + 1 балл
Сложно выделить в вашем сочинении два примера. У вас примерам посвящены три абзаца. Судя по анализу связи, первые два абзаца составляют первый пример. При этом рассуждение нельзя назвать последовательным. Как подчеркнуто в К5, во втором абзаце повторено то, что уже было сказано в первом.
Второй и третий абзацы представляют собой переписанный текст (кроме первых строк). Иногда цитаты дословные, иногда вы их незначительно меняете, но тем не менее это не ваши слова. Так делать нельзя. Во-первых, это избыточное цитирование. Во-вторых, вы не ставите кавычки, а значит, выдаете эти слова за свои. Это пунктуационная ошибка. Подробнее про логические ошибки при цитировании смотрите в К5.
• Если вы используете пару-тройку слов из текста, меняя их форму и встраивая в свое рассуждение, это еще допустимо.
• Если вы хотите процитировать целую фразу, оформляйте цитату по всем правилам, обратите внимание, какие возможны варианты при пропуске слов. В целых фразах не допускается менять форму отдельных слов, можно опустить те, что не вписываются в контекст.
• Такие большие фрагменты цитировать нельзя.
Так же сложно выделить в вашем сочинении собственно пример и его пояснение. Есть подозрение, что вы плохо знакомы со структурой сочинения ЕГЭ. Если пояснение к первому примеру еще можно отыскать в первом абзаце (там есть слова, которых нет в тексте и которые можно засчитать за ваш комментарий), то пояснения ко второму примеру я найти не могу. Если нет пояснения, весь пример не засчитывается, обнуляется и анализ связи, хотя он у вас есть.
Связь определена верно, но не засчитывается.
| Мать героини вылила все горе, всю злость за нереализованную возможность на своих детей... |
Скорее не горе, а горечь, это несколько разные вещи. Все же ваша интерпретация чувств матери (помешанность, болезнь, злость) представляется не вполне корректной.
K3 - Собственное отношение к позиции автора: + 2 балла
Отношение к позиции автора сформулировано и обосновано. Приведен пример-аргумент.
K4 - Фактическая точность речи: + 1 балл
K5 - Логичность речи: + 0 баллов
| Начало первого абзаца: Марина Ивановна Цветаева показывает, как помешанность родителей на своих собственных несбывшихся мечтах может пагубно влиять на их детей. |
| Начало второго абзаца: Марина Ивановна рассказывает, как былая цель родителя влияет на детей. |
Создается впечатление, будто рассказ начинается заново. В двух первых абзацах прослеживается одна мысль. Нелогично такое абзацное членение.
Как вы понимаете очень сложное предложение 20, которое вы привели без кавычек? Что это за противопоставление, что за «кровь неслиянная»? И предложение 27, которое у вас идет следом, что за «ежевечерние ручьи»? Вы вырвали предложения из контекста, и они потеряли смысл. Из этого абзаца нельзя понять, почему героиня возненавидела игру.
| Родители не должны воплощать свои нереализованные мечты в своих детях. Ребёнку требуется свобода в самовыражении. Несбывшуюся мечту надо забыть, как бы это ни было трудно, иначе дети останутся несчастными, как и их родители, чья нереализованная возможность останется в прошлом. |
Последняя фраза повторяет то, что уже было сказано чуть ранее.
K6 - Соблюдение этических норм: + 1 балл
K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла
| явно континентальную |
У автора написано с дефисом, это сложно объяснить правилами, так что ошибка не учитывается как орфографическая, но впредь повторяйте авторскую пунктуацию и орфографию.
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов
Отсутствие кавычек при цитатах уже не влияет на баллы, так как и без них набирается 5 ошибок.
| Марина Цветаева далее раскрывает ЗПТ почему именно героиня возненавидела игру на клавишах. |
Сложноподчиненное предложение.
| Может ЗПТ она любила музыку, только не свою. |
Вводное слово.
| И мать главной героини не учитывала, что собственной, певучей, лирической, одностихийной, она противопоставила в дочери браком – другую ЗПТ филологическую ЗПТ явно континентальную... |
Однородные члены.
| Мать героини вылила все горе, всю злость за нереализованную возможность на своих детей ЗПТ и ЗПТ как следствие ЗПТ её дочь возненавидела это дело и не оправдала ожиданий. |
Первая запятая — сложносочиненное предложение, следующие две — вводное сочетание.
| Когда подруга достигла подросткового возраста ЗПТ она уже не могла ходить на фортепиано и только его упоминание вызывало отвращение. |
Сложноподчиненное предложение.
K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл
| Поэтому автор хочет сказать, что нельзя проецировать несбывшиеся мечты на своих детях. |
Проецировать на кого? что? на детей.
| Лучше человек будет заниматься желаемым делом. |
Некорректная форма сказуемого в данном контексте. Можно так: Лучше пусть человек занимается... / Лучше, если человек будет заниматься...
| Спустя года подруга достигла больших успехов на боксе. |
Лучше: спустя годЫ — это универсальная форма мн. ч. Недочет.
достигла успехов В боксе
K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл
| Марина Ивановна Цветаева показывает, как помешанность родителей на своих собственных несбывшихся мечтах может пагубно влиять на их детей. |
Стилистически некорректное слово сниженной окраски.
| В данном случае болезнь матери – это музыка. |
Не рекомендовала бы использовать и это слово. Тоже выглядит неуместно с точки зрения стилистики. Недочет.
| В свое время у нее не вышло построить карьеру из своего таланта |
Лексическая несочетаемость: нельзя построить карьеру из таланта.
| она решила воплотить эту мечту через них |
Неудачное выражение. Вообще, сделать что-то через... крайне редко бывает корректно, лучше не употребляйте такие выражения. Недочет.
| Лучше человек будет заниматься желаемым делом. |
Лучше употребить пароним: желанным. Недочет.
| Мою подругу заставляла мать всё детство ходить на фортепиано, потому что когда-то им занималась её мать... |
Ходить на фортепиано — разговорный вариант, лучше не употреблять, но еще можно простить. А вот мать занималась им (= фортепиано) — это некорректная фраза, в принципе заниматься фортепиано (гитарой, другим музыкальным инструментом) нельзя, плюс ко всему местоимение тут не стоило использовать.
| Она любила спорт и мечтала пойти на бокс. |
Лучше: заниматься боксом. Недочет.
| Через слезы и истерику ей удалось убедить отца отдать подругу на бокс. |
Разговорное выражение в начале предложения. Недочет.
Некорректное употребление местоимения ей. Читается это так: она (ваша подруга) убедила отца отдать какую-то еще подругу на бокс. По меньшей мере надо переставить эти слова, хотя и в этом случае предложение не выглядит идеально.
| Мама этим была крайне недовольна и вовсе стала игнорировать свою же дочь, ведь она не оправдала ожиданий о музыкальной карьере, как мечтала мать. |
Нежелательный повтор слов в одном предложении. Недочет. Вариант: Мама этим была крайне недовольна и вовсе стала игнорировать дочь, ведь та не оправдала ее ожиданий о музыкальной карьере.
негативные эмоции к этому делу дочь возненавидела это дело маме пришлось оставить это дело не девчачье это дело |
Итак, Дарья, текст вы поняли верно, но композиция сочинения далека от идеала. Рекомендую ознакомиться с требованиями ФИПИ и примерами высокобалльных сочинений (например, на нашем сайте). Два примера сопровождайте четкими пояснениями и пишите в двух абзацах. Про неуместное цитирование больших фрагментов уже все сказано. Будьте аккуратны в выборе лексики, вы часто склоняетесь к разговорным вариантам. Ну и последите за пунктуацией, много знаков пропущено.
Удачи в подготовке!

