Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема жестокости

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


27.01.2023 21:10:14
Автор: Коваль Константин

Что в условиях войны делает людей жестокими, безжалостными? Такой вопрос поднимается в тексте Ю.В. Бондарева «О войне». На мой взгляд, жестокость подобна круговой поруке. Она возникает от ощущаемого по отношению к себе неугасаемого и горького чувства несправедливости.
Узнав об обстреле немцами, устроившими засаду, штабной машины, комбат Гранатуров воспылал от ярости, каждое его слово буквально было переполнено злостью и обидой. Он с товарищами сопоставлял обстрел машины с «видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа». «Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!», - такие слова проговорил комбат, и глаза его наполнились жестокостью. Никто не был уверен в причастности этого пленника в обстреле, но губящее чувство несправедливости, можно сказать, подталкивало солдат на безжалостную месть за своих товарищей.
Никитин не позволил Гранатурову и Меженину уподобиться немцам, он остановил их и не допустил выплеска скопившейся жестокости на пленном. Никитин выступил примером «голоса светлого разума», который одолел витающую ярость. Своим поступком он вырвал комбатов из цикла ненависти и не позволил их душам потемнеть.
Гранатуров и Меженин являются противоположностями Никитина. Персонажи сопоставлены по принципу антитезы.
Автор преподносит жестокость как парящий в воздухе вирус, иммунитет на который оказывается только у человека, способного игнорировать горькие чувства и адекватно мыслить в критических ситуациях.
Я согласен с позицией автора, вспыльчивость нередко приводит к ужасным последствиям. Избежать «набега» негативных эмоций можно лишь игнорируя их, подобно тому как это сделал Никитин.
Таким образом, жестокими и безжалостными людей делает несправедливость и терзающие душу утраты родных, близких или товарищей.
Количество слов - 248

Здравствуйте, Константин!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий: + 5 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

Взаимосвязь между примерами проанализирована.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 балл

Я согласен с позицией автора, вспыльчивость нередко приводит к ужасным последствиям. Избежать «набега» негативных эмоций можно лишь игнорируя их, подобно тому как это сделал Никитин.

В своей аргументации вы обращаетесь к исходному тексту, а надо было привести свой пример.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Он с товарищами сопоставлял обстрел машины с «видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа».

Вы не вводите персонажей в текст, непонятна ситуация с пленным немцем.

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

«Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали!», - такие слова проговорил комбат

Запятая лишняя

Избежать «набега» негативных эмоций можно ЗПТ лишь игнорируя их, подобно тому как это сделал Никитин.

Деепричастный оборот

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 2 балла

K10 - Соблюдение речевых норм: + 0 баллов

Она возникает от ощущаемого по отношению к себе неугасаемого и горького чувства несправедливости.

несправедливость по отношению к себе можно ощущать, а вот чувство — уже не по отношению

нагромождение причастий тоже не выглядит корректным

губящее чувство несправедливости, можно сказать, подталкивало солдат на безжалостную месть за своих товарищей.

губительное

подталкивало на месть — лексическая несочетаемость

Никитин выступил примером «голоса светлого разума», который одолел витающую ярость. Своим поступком он вырвал комбатов из цикла ненависти и не позволил их душам потемнеть.

Не советую вам употреблять метафоры, вы их используете неверно.

Выступить примером и примером голоса — некорректные сочетания.

Вторая фраза — неуместная метафора, создающая комический эффект.

Избежать «набега» негативных эмоций

Тоже неуместная метафора

Таким образом, жестокими и безжалостными людей делает несправедливость и терзающие душу утраты родных, близких или товарищей.

Лучше ед. ч.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 0 баллов

Никитин не позволил Гранатурову и Меженину уподобиться немцам

Перечитайте текст. У вас в качестве положительного персонажа фигурирует один Никитин, а решающая роль принадлежит не ему, а Княжко:

— (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко.

Своим поступком он вырвал комбатов из цикла ненависти и не позволил их душам потемнеть.

Я не уверена, что комбатов было несколько. Мы точно знаем об одном.

Константин, комментарий вам удался, а вот с аргументацией вы не справились. Не забывайте приводить примеры. Советую вам писать более простым языком, избегая метафор. У вас не художественный текст, вы допускаете слишком много ошибок, пытаясь выражаться образно.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 1
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 2
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 17

Возврат к списку