Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Проблема милосердия

  • Текст: Ю. В. Бондарев. О войне
    — (1)Вчера в лесу обстреляли штабную машину, — вполголоса сказал Никитин, взглянув на Княжко. — (2)Сообщил патруль.
    — (3)Вчера? (4)Обстреляли? — подхватил Гранатуров. — (5)Ну-ка, Княжко, вопрос щенку! (6)Они стреляли?
    (7)«Неужели вот такие молокососы устроили засаду в лесу? — подумал Никитин, пытаясь соотнести обстрел машины с видом этой сгорбленной, жалкой мальчишеской спины немца и его мокро хлюпающего носа. — (8)Просто не верится».
    — (9)Что там этот хмырь мокроносый мычит? — угрожающе спросил Гранатуров, не снимая руку с кобуры. — (10)Если не ответил, повторить вопрос, еще повторить, Княжко! (11)Вчера стрелял, а сегодня в разведку пошёл? (12)Пусть ответит!
    (13)Княжко задал вопрос и с подчёркнутой сухостью перевёл:
    — (14)Он сказал, что вчера не был в лесу, а был в городе, у сестры. (15)Кроме того, ефрейтор каждую ночь выбирает новое место ночёвки. (16)За разглашение тайны — расстрел.
    (17)Гранатуров, расставив ноги, медленно покачивался с носков на каблуки, скулы его заметно теряли смуглоту, приобретали серый оттенок.
    — (18)Значит... (19)Отказывается говорить? (20)Так я понял, Княжко? — сниженным до подземного рокота басом выговорил Гранатуров, зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, и он дико тряхнул головой в сторону двери. — (21)А ну-ка выйдите все, только братца немочки оставьте! (22)Я поговорю с ним, как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали! (23)Он у меня шёлковым станет!
    (24)Никитин слышал о чем-то страшном, детально неясном, что случилось в сорок первом с семьей Гранатурова в Смоленске (отец его, кажется, был директором школы, мать — учительницей), о чем сам он мало говорил, и, подумав об этом, тут же увидел сплошной оскал зубов на посеревшем лице комбата, увидел, как напряглись слоновьей силой его плечи и чугунной гирей дрогнул и повис вдоль тела пудовый кулак. (25)Он никогда не замечал этого ослепленного, ярого, звериного проявления в нем, и почему-то мелькнула мысль, что одним ударом Гранатуров легко мог бы убить человека. (26)Тёмное, неосмысленное проявилось у Меженина; зараза насилия полыхнувшим пламенем внезапно прошла от него к Гранатурову, как проходит безумие по толпе, опьянённой жаждой мщения при встрече человеческого существа, вовсе не сильного, растерянного, несущего в себе понятие врага.
    (27)Это не понял, а инстинктивно почувствовал Никитин, и в ту же секунду пронзительный взвизг немки прорезал тишину комнаты — она кинулась к Курту, догадываясь, что должно было произойти сейчас, вцепилась в шею брата и, наклоняя его маленькую голову к своему лицу, повторяла одно и то же с мольбой:
    — (28)Kurt, Kurt, Kurt!.. (29)Antworte!..
    — (30)Меженин! — заревел Гранатуров, надвигаясь на Курта. — (31)Убери её! (32)Выйдите все! (33)Я поговорю с ним! (34)И этот слюнявый скорпион стрелял в нас?
    (35)Меженин плюнул на ладони, растер, будто бы дрова рубить собрался, обеими руками схватил немку за плечи, рванул, оторвал её от Курта, и тотчас же неузнаваемый, накалённый голос Княжко хлестнул зазвеневшим выстрелом:
    — (36)Назад!..
    (37)И, сделав два шага, подобно разжатой стальной пружинке, оттолкнул Меженина локтем и, бледнея, стал между Гранатуровым и Куртом, произнес непрекословным голосом приговора и Гранатурову и себе:
    — (38)Это вы сделаете только в том случае, если меня не будет в живых! (39)Вам ясно, комбат?
    — (40)Меженин! (41)Выйдите отсюда! — подал команду Никитин, горячо подхваченный решимостью Княжко. — (42)Чтоб вашего духа здесь не было!
    (43)Меженин перевел задымлённые бешенством глаза на Никитина, затем, по обыкновению смежив ресницы, для чего-то потирая жёстко ладонь о ладонь, прохрипел Гранатурову: «Немчишки им, оказывается, дороже, а?» — и, переваливаясь, двинулся к двери, открыл ее кулаком, вышагнул и так стукнул дверью, что закачался огонь в лампе.
    (По Ю. Бондареву*)
    * Юрий Васильевич Бондарев (1924−2020) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.


14.02.2023 00:11:26
Автор: Вера Портнова

                         Какой человек способен к милосердию?

Об этом нам повествует Юрий Васильевич Бондарев в предложенном для анализа тексте.

Автор пишет о заключительном этапе Великой Отечественной войны. К советским войскам в плен попал немецкий диверсант Курт. Он обстрелял штабную машину в лесу. При его допросе присутствовал комбат Гранатуров. Его семья была убита фашистами, он питал к врагу ненависть, его можно понять. Он хотел поговорить с ним "как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали". Его гнев описан как наинеприятнейшая вещь "зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, "сплошной оскал, это показывает нам, что автор считает Гранатурова плохим человеком, то есть человеком не способным к милосердию.

Так же в этом тексте есть полная противоположность комбата -  это Княжко. Он переводчик и так же присутствовал на допросе пленного, но проявил к нему милосердие, пожалел немца, хоть Курт и являлся врагом. Ю. Бондарев характеризует его как положительного персонажа, в его голосе слышны благородство и беспрекословность.

Эти примеры противопоставлены друг другу, но позволяют понять, что лишь хороший человек может быть милосердным. Чтобы доказать это, я приведу пример из книги Анджея Сапковского "Ведьмак". Главный герой в ней хоть и создаёт впечатление "плохого парня", но в душе добрейший человек, никогда не пройдёт мимо, проявит милосердие. Мне вспоминается один эпизод: Геральд (так звали ведьмака) спас от проклятья одну женщину, заколдованную давным давно, он сделал это не из жажды наживы, а из милосердия.

В заключение хочется сказать, что милосердие редкая в наше время черта, присущая в основном добрым и хорошим людям.
Количество слов - 244

Здравствуйте, Вера!

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2023 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблемы исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована с грамматической ошибкой.

K2 - Комментарий: + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен.

Пример 2 в сочинении указан, пояснен.

автор считает Гранатурова плохим человеком

Не надо таких однозначных трактовок. Гранатуров — боец, который самоотверженно сражается с врагом. Да, он не может справиться с гневом, но то, что он плохой человек, на основании этого отрывка сказать нельзя. Вы же сами пишете: «Его семья была убита фашистами, он питал к врагу ненависть, его можно понять». Противоречие.

Эти примеры противопоставлены друг другу, но позволяют понять, что лишь хороший человек может быть милосердным.

Снова наивная трактовка. Что такое хороший и плохой человек? Это определяется по способности к милосердию?.. Наоборот, это по милосердию мы понимаем, что кто-то «хороший». Анализ связи в любом случае недостаточный. Во-первых, непонятен союз НО — к чему он? Противопоставление примеров как раз призвано нам позволить что-то лучше понять, безо всяких НО. Нет разводки примеров, нет анализа связи как такового, есть только общий вывод.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 0 баллов

Где у вас позиция автора? Она не определяется. Если предположить, что это «хороший человек может быть милосердным» — то такую позицию все равно нельзя зачесть, она непонятна и некорректна.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 0 баллов

Как построен ваш аргумент? Он должен состоять из согласия/несогласия, своего тезиса и примера. Я вижу четко только пример.

Как бы то ни было, при незачете позиции автора отношение к позиции тоже не засчитывается.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 1 балл

Так же в этом тексте есть полная противоположность комбата -  это Княжко.

Не начинайте абзац с также — это логически некорректно

K6 - Точность и выразительность речи: + 1 балл

Нет максимума по К10.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла

Так же в этом тексте есть полная противоположность комбата -  это Княжко.
Он переводчик и так же присутствовал на допросе пленного

Также тут пишется слитно, это союз

заколдованную давным давно

давным-давно

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов

Он хотел поговорить с ним ЗПТ "как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали".

Сложноподчиненное предложение

Его гнев описан как наинеприятнейшая вещь ДВОЕТОЧИЕ "зрачки его вдруг слились с шальной жутью глаз, плошной оскал, это показывает нам, что автор считает Гранатурова плохим человеком, то есть человеком ЗПТ не способным к милосердию.

У вас не хватает двух кавычек. Это пунктуационная ошибка.

После слова вещь начинается цитата — новое предложение

В конце — обособленное определение

В заключение хочется сказать, что милосердие ТИРЕ редкая в наше время черта, присущая в основном добрым и хорошим людям.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

Какой человек способен к милосердию?
человеком не способным к милосердию.

способен НА милосердие

Он хотел поговорить с ним "как фрицы с моим отцом и матерью в Смоленске разговаривали".

Нарушение построения предложения с косвенной речью.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Его гнев описан как наинеприятнейшая вещь

Неуместное слово, как по смыслу (гнев не вещь, и искаженное от гнева лицо нельзя так назвать), так и стилистически.

Ю. Бондарев характеризует его как положительного персонажа, в его голосе слышны благородство и беспрекословность.

В чьем голосе: Бондарева или персонажа? Неважно, что мы понимаем это по смыслу, это должны быть однозначно ясно из конструкции предложения.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

К12 - Соблюдение фактологической точности: + 1 балл

К советским войскам в плен попал немецкий диверсант Курт.

Я сомневаюсь, что он диверсант. Диверсант на войне — участник вооружённого конфликта, осуществлявший диверсию, то есть нанесение ущерба живой силе, боевой технике и военным объектам противника способом, непосредственно не связанным с ведением боевых действий (подрыв, поджог, затопление и т. п.). А тут, получается, немцы устроили засаду и обстреляли машину, то есть вполне себе боевые действия... Аккуратнее со словами.

Вера, кажется, вы незнакомы со структурой сочинения ЕГЭ, у вас отсутствуют важные композиционные элементы. Анализ связи включает: ее название, собственно анализ, где показано, КАК именно примеры противопоставлены (например), это должно быть наглядно показано, и микровывод. Позиция автора должна быть отдельно, она должна четко определяться в тексте. И свой аргумент включает: согласие/несогласие, свой тезис и пример. У вас в одном абзаце слилось все!

Комментируя текст, не характеризуйте персонажей как «плохой» или «хороший». Это уровень начальной школы. Выпускник должен давать развернутую характеристику. Почитайте высокобалльные сочинения, посмотрите наши вебинары по понедельникам и как следует потренируйтесь.

Удачи!

Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами: 0
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 0
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 1
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 13

Возврат к списку