Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

Пробема совести и честности.

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

21.04.2020 10:39:52
Автор: Жижина Анна

В тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему человеческой совести и честности.
Рассуждая, автор повествует о том, как главного героя старшина взял с собой получать хлеб, и в нем зародилась  «мыслишка…трусливая, гаденькая и унылая.» Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие. Главный герой вспоминал о том, что в жизни ему приходилось много врать ради собственной выгоды. Он понимает всю низость своего поступка и желает все вернуть назад. Автор хочет показать  читателям, что порой невозможно найти оправдания своим поступкам, их просто нет.
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб и с презрением смотрели и разговаривали с героем. Он в свою очередь очень тяжело себя чувствовал: «Среди красивых людей- я уродлив» Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает.
Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, чем так ужасен обман.
В.Ф.Тендряков хочет донести до читателя мысль о том, что ничего не бывает страшнее, чем невозможность  оправдаться перед самим собой. Один неверный поступок может перечеркнуть все другие, даже самые хорошие.
Я полностью согласна с мнение автора в том, что невозможность человека оправдать самого себя- это ужасно. Ложь разрушает все хорошее и правильное, что есть в людях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема человеческой совести очень важна.
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все даже очень тяжелые времена.

Количество слов - 246

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Анна!

Ваше сочинение получилось несколько сумбурным, непоследовательным. Вы скачете с одной мысли на другую, рассуждаете невнятно. Хоть проблема текста намечена верно, но сформулировать грамотно вы ее не смогли:
В тексте В.Ф.Тендряков поднимает проблему человеческой совести и честности.
В формулировке не хватает отглагольного существительного: проблема проявления совести и честности. Скажите, разве советь и честность могут быть у кого-то, кроме человека? По-моему, нет! Тогда зачем прилагательное "человеческий"?

Совесть и честность - это не одно и то же. Получается, вы говорите о разных проблемах? Так нельзя. Ваше рассуждение рассыпается, не выстраивается влогическую цепочку. Вы начинаете об одном, потом перескакиваете на другое (оправдания), потом на третье (трусость и подлость)... В итоге позиция автора и ваша собственная позиция не соответствуют поставленной проблеме! Вы потеряли баллы по К3 и К4, полностью обнулились баллы за логику.

Второй пример не соответствует заявленной проблеме, первый соответствует с большой натяжкой.


К другим ошибкам:
Рассуждая, автор повествует о том, как главного героя старшина взял с собой получать хлеб, и в нем зародилась  «мыслишка…трусливая, гаденькая и унылая.»
Рассуждая, автор повествует... - из какого шаблона эта фраза? В любом случае, шаблон неудачный. Повествовать и рассуждать - это глаголы, обозначающие разные типы речи - повествование и рассуждение. Автор делает либо то, либо другое.

И вообще, как читателю понять это предложение? Вы не пишете о том, что дело происходит в годы войны, что солдаты голодали... Ваше изложение событий неточное, непоследовательное. Порядок слов неудачный, затрудняет восприятие текста.

Орфография:
Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие.
полбуханки
Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает.
Правильно: довериЕ
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все даже очень тяжелые времена.
Дефис не нужен.

Пунктуация:
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб ЗПТ и с презрением смотрели и разговаривали с героем.
Пропущена запятая после придаточной части.
Совесть помогает оставаться человеку-человеком во все ЗПТ даже очень тяжелые времена.
Пропущена запятая.

Грамматика:
Также автор показывает нам сцену, когда солдаты догадались , кто взял хлеб и с презрением смотрели и разговаривали с героем.
Ошибка в употреблении однородных членов.
Ложь, подлость и трусость еще ни одного человека не преобразила в лучшую сторону, она убивает все хорошее, что было когда-то, она убивает доверии к человеку, и главный герой это прекрасно понимает.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Нарушение соответствия между местоимением и словами, на которые оно указывает.

Речь:
Он своровал пол буханки хлеба, хотя понимал, что солдаты, которые долгое время ничего не ели, обязательно заменят его отсутствие.
Ошибка в употреблении местоимения. Непонятно, на кого указывае местоимение ЕГО.

Итак, Анна, нужно поработать над определением проблемы текста и над составлением комментария.
Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 0
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 3
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 0
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0
K6 - Богатство речи: 1
K7 - Соблюдение орфографических норм: 2
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 2
K9 - Соблюдение грамматических норм: 1
K10 - Соблюдение речевых норм: 0
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 1
Итоговый балл - 12

Возврат к списку