Запомни!

Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницуГлавнаяСочинение ЕГЭ

На что готов человек, изнуренный голодом?

  • Текст: В. Тендряков. Люди или нелюди. Отрывок

    (1)Мы – остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, – пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2) Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.

    (7)Через полчаса старшина вернулся.

    – (8)Ребята! – объявил он вдохновенно. – (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! – (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.

    (13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.

    (17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!

    (21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание – надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если бы можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

    (25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.

    – (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!

    (31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон – глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.

    – (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!

    (35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.

    (37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

    – (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.

    (39)В голосе пожилого солдата – крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.

    – (41)Да что с ним разговаривать!

    (42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.

    – (45)Не бойся! – с презрением проговорил он. – (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.

    (48)И неожиданно я увидел, что окружающие меня люди поразительно красивы – тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей – я уродлив.

    (50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение – лез первый на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считая это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали – нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

    (55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.

    (По В.Ф. Тендрякову*)

    *Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне.

21.05.2020 21:54:36
Автор: Денис Рачков

   На что готов человек, изнуренный голодом? Над этим вопросом рассуждает В. Тендряков.
   Свое повествование советский писатель начинает с рассказа о том, как он пробыл месяц в запасном полку за Волгой. Казалось бы, попасть во время войны в запасной полк - это как съездить в отпуск после тяжелой работы. Но, по словам автора, " Отправку на фронт встретили с радостью". Сразу возникает вопрос: почему?
Ответ очень прост: еда. Дело в том, что военных на фронте кормят лучше, чем в "отпуске". Поэтому люди готовы идти воевать, для них голод страшнее возможной смерти на передовой.
    Однако голод заставляет людей не только идти на верную смерть, но и поступать эгоистично и низко. Так, во время получения провизии на весь полк, главный герой рассказа совершает подлый и гнусный поступок: он ворует часть общественной еды. Тендряков прекрасно понимает, что не заметить такую пропажу невозможно, но он голоден, его рассудок помутнен.
    Эти два примера, дополняя друг друга, раскрывают нам позицию автора: голодный человек готов пойти на многое ради еды, даже на те поступки, которые он считает неправильными. Я полностью согласен с автором, не зря ведь говорят, что "голод не тётка".
    Есть такой вид тараканов, у которого в особых случаях проявляются черты каннибализма. Конечно, таракан - не человек. Но человек по своему происхождению - животное, а нужда в еде - это его биологическая потребность, поэтому в борьбе со здравым смыслом инстинкт самосохранения одерживает верх.
    К счастью, сейчас мы живем под мирным небом, и у большинства из нас нет проблем с продовольствием. Надеюсь, так будет продолжаться и дальше, и мы на своем опыте никогда не узнаем, на что способен изнуренные голодом человек.
Количество слов - 265

Рецензент: Елена Дудина
Здравствуйте, Денис!

Я с интересом прочитала ваше сочинение. Вы довольно оригинально аргументировали собственную точку зрения, приведя пример про тараканов с чертами каннибализма. Жаль, что эта оригинальность не принесла вам баллов, а наоборот, отняла их. Денис, обратите внимание на проблему, в рамках которой вы выстраиваете рассуждение. Проблема звучит так:
На что готов человек, изнуренный голодом?
Ключевые слова - человек и голод. Это значит, что рассуждение нужно выстраивать вокруг этих понятий. Ваш пример про таракана в данный круг не вписывается. Это лишает вас балла по критерию К4.

Балл по критерию К5 теряется потому, что вы излагаете факты, противоречащие действительности и здравому смыслу. Вы пишете:
Есть такой вид тараканов, у которого в особых случаях проявляются черты каннибализма.
Это абсурд, поскольку каннибализм, согласно словарям русского языка, - это людоедство. Получается, эти тараканы в "особых случаях" поедают людей? Извините, но это полный бред.

Еще одно досадное недоразумение, допущенное вами в сочинении, касается личности автора. Вы утверждаете, что именно автор - Тендряков - совершил кражу хлеба:
Тендряков прекрасно понимает, что не заметить такую пропажу невозможно, но он голоден, его рассудок помутнен.
Понимаете ли, автор текста и рассказчик, от лица которого ведется повествование, - это разные люди! Автор не совершал кражи. Он ВЫДУМАЛ персонажа, поместив его в художественные обстоятельства. Когда Пушкин пишет: "Я к вам пишу, чего же боле? Что я могу еще сказать?" - это не значит, что Пушкин влюбился в Онегина! Это Татьяна - пушкинский персонаж - влюбилась! А на самом деле ни ее, ни Онегина не было, их выдумал автор.

Получается, вы оклеветали уважаемого писателя Тендрякова, обвинив его в воровстве.

Чтобы не допускать такого впредь, пожалуйста, различайте автора и рассказчика.

Эта оплошность привела к потере балла по критерию К 12. Можно было еще снизить по К 11 за нарушение этики!

Довольно спорную, неоднозначную мысль вы излагаете в этом отрывке:
Но человек по своему происхождению - животное, а нужда в еде - это его биологическая потребность, поэтому в борьбе со здравым смыслом инстинкт самосохранения одерживает верх.
Человек тем и отличается от животных, что умеет подавлять животные инстинкты, даже инстинкт голода. И в тексте описана не борьба со здравым смыслом, а борьба человеческго и животного начал в личности расскзачика. Вы увидели только внешнюю сторону, не обратив внимания на состояние героя, его переживания, его стремление исправить совершенную нравственную ошибку.

Замечание по комментарию: второй пример содержит пересказ текста, пояснения нет. Под пояснением в данном случае понимается авторская оценка совершенного поступка, понимание, с какой целью автор приводит этот эпизод. Вы же вместо пояснение пишете о том, что герой осознавал, что делает, но его рассудок был помутнен. Это мы и так узнаем из текста, это нельзя считать пояснением.


К другим ошибкам:

Грамматика
Над этим вопросом рассуждает В. Тендряков.
Рассуждать НАД - ошибка, правильно - рауссуждать О...
Есть такой вид тараканов, у которого в особых случаях проявляются черты каннибализма.
черты проявляются не у вида, а у тараканов. Ошибка в согласовании придаточной части с главной. Правильно: Есть такой вид тараканов, у которЫХ в особых случаях проявляются черты каннибализма.
Надеюсь, так будет продолжаться и дальше, и мы на своем опыте никогда не узнаем, на что способен изнуренные голодом человек.
Нарушение согласования.

Денис, вы пишете довольно грамотно: речевых, орфографических и пунктуационных ошибок я не нашла. Советую вам обратить внимание на содержание сочинения, не стараться оригинальничать, это не всегда уместно. Удачи!


Баллы по критериям
К1 - Формулировка проблем исходного текста: 1
K2 - Пример 1: 1
K2 - Пример 2: 1
K2 - Анализ связи между примерами:
К2 - Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 4
K3 - Отражение позиции автора исходного текста: 1
K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 0
K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 1
K6 - Богатство речи: 2
K7 - Соблюдение орфографических норм: 3
K8 - Соблюдение пунктуационных норм: 3
K9 - Соблюдение грамматических норм: 0
K10 - Соблюдение речевых норм: 2
K11 - Соблюдение этических норм: 1
К12 - Соблюдение фактологической точности: 0
Итоговый балл - 18

Возврат к списку