Запомни!

Пиши с двумя НН:
стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницуКонспекты уроков
В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах. 
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены. 
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
        добавить конспект


08.06.2025

Формы слова. Окончание



Тема урока: формы слова. Окончание.

Тип урока: урок - открытие новых знаний.

3 класс. УМК «Школа России».

Цель: учиться находить у слова окончание.

Задачи:

1.Развитие умений анализировать формы одного и того же слова, находить и выделять окончание, развивать и совершенствовать грамматический строй речи; наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

2. Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.

3. Развитие интереса учащихся к предмету через познавательную деятельность.  

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. умение называть и определять части слова (корень, окончание);
  2. умение находить окончания в словах;
  3. умение грамотно писать.

Личностные:

  1. развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности;
  2. развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
  3. становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения.

Метапредметные:

Познавателные:

  1. анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
  2. осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление;
  3. составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
  4. строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, проявлять познавательную инициативу;
  3. учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  4. выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации;
  5. оценивать свою деятельность по критериям;

Коммуникативные:

  1. ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  2. участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
  3. учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.

1) Организационный момент.

-Здравствуйте! Проверьте, на столе должны лежать: учебники, рабочая тетрадь, пенал

2) Постановка проблемной ситуации

На доске: Меня увидел бурый медвежата.

- Что за запись на доске?

-Получилось ли предложение? Почему?

- Что нужно исправить, чтобы получилось правильное предложение?

Обсудите в парах

- Какое получим предложение?

Меня увидели бурые медвежата, или меня увидел бурый медвежонок.

- Что мы изменили в словах? Какую часть слова?

-А вы знаете, что такое окончание?

3.2. Определение темы и цели урока

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? 

-Какую цель поставим перед собой?

 

-Ребята, а чтобы достигнуть цели урока, какие задачи поставим перед собой?

-Верно. Сегодня мы:

1.Узнаем, что такое окончание.

2.Узнаем его роль в речи.

3. Научимся обозначать окончание.

3) Объяснение нового материала и актуализация знаний.

- Откроем учебник, страница 79. Прочитаем текст упражнения 142 и ответим на вопросы.

- Выделенные слова имеют одно значение или разные? Что обозначает это слово? Что в нем менялось?

- Выпишем выделенные слова. Выделим часть, которая изменялась в каждом слове, карандашом прямоугольником, посмотрите пример на доске.

Осина, осины, осину

- Как вы думаете, являются ли эти слова однокоренными? Это - формы одного и того же слова «осина». Подберите однокоренные слова (подосиновик, осиновый, осинник, осинка). Запишите в тетрадь. Что такое «осинник»? Выделите корень во всех словах. Назовите корень. Меняется ли корень в словах?

- Изменяемая часть слова называется окончанием. С помощью него мы можем изменять слова, не меняя его значения. Посмотрим на упражнение 144.

- Прочитайте по порядку. Правильные ли это сочетания слов? Что с ними не так? Попробуем изменить слово «лиса» так, чтобы словосочетание было правильным. По порядку, с первой парты начинаем отвечать.

- Что менялось в слове «лиса»? Для чего мы изменяли форму слова? Для чего служат окончания?

- Окончания нужны для связи слов в словосочетании.

- Запишите правильные словосочетания в тетрадь. Выделите в изменяемых словах окончания.

- Но только ли в словосочетании они играют такую роль? Узнаем, прочитав упражнение 145.

- Что не так в этих предложениях? Что нужно сделать, чтобы слова были связаны по смыслу?

- Спишите, вставляя пропущенные буквы и изменяя слово дождь. Выделите окончания в этом слове. Прочитаем исправленные предложения.

-Какой вывод сделаем? Для чего нужны окончания? Проверим ваши предположения, прочитав правило на странице 80. Кто расскажет правило, не подглядывая?

4) Физкультминутка

- Встанем у своих мест. Посмотрите на доску. Слово «лес». Когда я буду называть однокоренное слово, вы приседаете, а когда форму слова - хлопаете в ладоши над головой. Если слово никак не связано с нашим словом, то качаем головой влево-вправо.

Слова: лесник, лесной, весна, лесоповал, перелесок, лесок, гриб, леса.

 

5) Первичное закрепление

- а какое окончание в слове «лес»? В некоторых словах окончание может быть не выражено звуками или буквами. Такое окончание называют нулевым.

 

- Мы сделали много упражнений, скажите, вы поняли, как можно определить окончание в слове?

- Прочитайте правило на странице 81. Прочитаем вслух. Попробуем применить его.

Работа в парах. Сначала первый вариант рассказывает второму, какие слова подобрал, а второй вариант определяет окончание, затем наоборот.

1 в. Ягода. Какие слова помогут найти окончание? Ягоды, на ягоду, к ягоде. Какое окончание в слове?

2 в. Птица. Какие слова помогут найти окончание? Какое окончание в слове?

- Сможем ли найти окончание глагола, прилагательного? Попробуем.

1 в. Кричит. Как изменим слово? Кричат, кричу, кричишь. Какое окончание выделим?

2 в. Прилагательное веселый. Подберите слова. Какое окончание?

6) Самостоятельная работа

- Самостоятельно в тетрадях выполните упражнение 152. Разделите тетрадь на два столбика. В одну часть записываем однокоренные слова, в другую - формы слова. Выделите окончания во всех словах.

- Проверим. Какие слова в первом столбике? Называйте слово и его окончание. Все согласны? Какие слова во втором? У кого ни одной ошибки? У кого есть ошибки? Какое слово или окончание определили неправильно? Как исправите ошибку?

Фронтальная работа.

- Посмотрите на доску. Выполним задание. Нужно из всех окончаний найти то, которое подходит словосочетанию. (пример: ранн... весна - ая, ее, ей)

7) Обобщение и систематизация материала

- Какие части слова вы уже знаете? О какой части слова говорили сегодня? Что такое окончание? Какой есть вид окончаний?

- Изменяемая ли это часть слова? Как определить окончание?

- Какую роль выполняет окончание?

8) Домашнее задание

Учебник, страница 82, упражнение 150 и страница 81, упражнение 147.


Теги: 3 класс, окончания
Автор разработки:  Екатерина Иванова
Файлы (макс. размер загружаемых файлов 5 Мгб):  Скачать материал
Свидетельство о публикации № 13964923 от 08.06.2025
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

книги.png

Добавьте в нашу коллекцию свой материал

Вы можете разместить здесь собственные конспекты и сценарии. 
Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяцаКроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.    
Ваш материал будет проверен администратором и выложен в течение 2-3 дней.  
  • Обратите внимание на то, что сайт посвящён русскому языку, принимаются материалы по русскому языку за любой класс школы, русскому как иностранному, литературе, стилистике русского языка, истории. Остальные работы мы проигнорируем. 
  • Мы не выкладываем материалы, ранее размещённые на других сайтах.

Авторизуйтесь, чтобы увидеть форму отправки материала.


 Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога. 
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д. 
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год. Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока ( 5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока. Но карточки, которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы.
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании  на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.